Поиск

В чем различия между абилитацией и реабилитацией

Виды реабилитации инвалидов

Реабилитационные услуги для инвалидов, состоят из нескольких взаимосвязанных между собой методов, каждый из которых направлен на оздоровление и полную адаптацию в социуме.

  1. Медицинский.
  2. Социальный.
  3. Педагогический.
  4. Психологический.
  5. Комплексный.

Медицинский

Медицинская реабилитация инвалидов, предусматривает все возможные меры для полного, или частичного восстановления функций организма, утраченных в результате болезни, травмы. Сюда входят следующие направления: санитарно-курортное лечение, протезирование, реконструктивная хирургия, ортезирование (использование специальных конструкций фиксирующих, корректирующих и активизирующих работу конечностей).

Чтобы метод приносил результаты, его дополняют:

лечебной физкультурой, позволяющей с осторожностью разрабатывать суставы и мышцы, развивать двигательную активность и координацию движений на специальных тренажерах;
физиотерапией, включающей – прогревания, водолечение, лечение электричеством и ультразвуком. Помогает снимать отеки, обезболивать, быстрее регенерировать поврежденные ткани;
лечебным массажем, способным предотвратить пролежни, улучшить кровообращение и процесс обмена веществ;
эрготерапией, одно из направлений ЛФК, направленное на создание алгоритма, для возобновления навыков самообслуживания.. НАДО ЗНАТЬ: Лечение должно быть длительным, краткая реабилитация не даст должного эффекта.

НАДО ЗНАТЬ: Лечение должно быть длительным, краткая реабилитация не даст должного эффекта.

Социальный

Этот метод помогает инвалидам, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию, утратившим способности самостоятельно организовать свою жизнедеятельность, восстановить себя, как личность. Содержание программы социальной реабилитации инвалидов, состоит из двух частей:

  1. Абилитация в быту – очень важна, для слепых, неговорящих, детей страдающих ДЦП и взрослых инвалидов с детства. Она не только натренирует новые навыки, а поможет, семье найти лучший вариант совместного проживания. Также социально-бытовая абилитация предусматривает подготовление жилья для больного.
  2. Ориентация в социальной среде – служит, для помощи людям с ограниченными возможностями, в адаптации к условиям жизни, с учетом их вновь обретенных навыков. Дает возможность получить работу, обучаться, поможет быть полезным членом общества, а не находиться на содержании и довольствоваться пособием от государства.

Большое значение имеет профессиональная реабилитация, когда на предприятиях переоборудуются рабочие места, создаются новые, людей переквалифицируют на другие специальности с учетом их физических особенностей.

Педагогический

Педагогическая реабилитация, понятие, включающее в себя, развитие и поддержание творческих способностей для взрослых, и обучающий, коррекционно-развивающий процесс для детей-инвалидов. Основой для этого вида восстановления, должна быть постоянная мотивация и поддержание интереса во время занятий

Лучше всего проводить обучение в небольших группах, где каждому уделяется внимание, и будет заметней прогресс развития

ВНИМАНИЕ: Достичь результатов, можно при, непосредственном участии семьи лиц с ограниченными возможностями, выполнении всех рекомендаций специалистов и развивающими занятиями в домашнем кругу.

Психологический

Психологическая коррекция, относится к одному из действенных методов, она способна активировать внутренние резервы больных людей. В случае некоторых психических болезней, неговорящим инвалидам, лицам не желающим смириться со своим состоянием, допускается внушение для указания соответствующих действий и норм поведения.

Суть психотерапии заключается в убеждении лечиться, бороться с болезнью, научиться с ней жить и решать социальные проблемы. Подавлять, отрицательные реакций, и реагировать только на положительные эмоций.

Комплексный

Комплексная реабилитация, сочетает пять видов, к которым относятся:

  • медицинская;
  • психологическая;
  • социальная;
  • социально-культурная;
  • профессиональная реабилитация.

Значение комплексной реабилитации неоценимо, хотя ИПР всего лишь рекомендация, а воспользоваться ею полностью, частично, решать только больному или его опекунам. Благодаря индивидуальным программам, лица с ограниченными возможностями, могут интегрироваться в социальные группы и структуры, решать от бытовых до политических вопросов.

ГЛАВНОЕ: Бюджетные средства, выделяемые на реабилитационные мероприятия, не могут быть заменены денежным эквивалентом.

Составляющие реабилитации

Согласно международным понятиям, под реабилитацией подразумевается достаточно обширный комплекс мероприятий, направленный на восстановление целого ряда самых разных возможностей и видов деятельности: социальной, интеллектуальной, умственной, психической. Такой аспект, как социальная абилитация, предполагает восстановление инвалида как полноценного субъекта социума. Педагогический фактор призван возвратить индивидуум к нормальной деятельности.

Цель психического аспекта – восстановление личностных качеств. Медицинская составляющая комплексного подхода в идеале должна обеспечить восстановление биологических параметров, т. е. вернуть жизнедеятельность организма к норме.

Модель, в составе которой присутствуют все выше указанные факторы, можно считать идеальной. Ее без опасений допустимо применять при стратегическом планировании реабилитационного центра для детей и инвалидов.

Программы для инвалидов

Индивидуальная

Индивидуальная программа реабилитации подразумевает проведение процедур и мер, которые включают в себя:

  1. Формы мер, направленных на восстановление утраченных функций;
  2. Сроки реализации этих мер;
  3. Виды необходимой помощи инвалиду;
  4. Объемы оказываемой помощи.

Она предполагает проведение следующих мероприятий:

  1. Медицинские (терапия, хирургия, санаторно-курортное лечение, получение технических средств);
  2. Социальные (юридическая помощь, консультирование, психологическая и культурная поддержка семей, в которой есть инвалид, обучение, проведение социальной реабилитации, физической);
  3. Профессиональные (консультирование о доступных формах труда, рекомендации о возможных противопоказаниях, ориентация, переобучение, техническое содействие при обучении или переобучении);
  4. Психолого-педагогические (дошкольное воспитание, обучение, предоставление технических средств для обучения, корректировка).

Реализации индивидуальной реабилитации осуществляется только по согласию инвалида.

Программа индивидуальной абилитации включает в себя следующие меры:

  1. Восстановительные (реконструктивная медицинская помощь, протезирование, ортезирование);
  2. Профессиональные (оказание помощи при устройстве на работу, меры адаптации на новом рабочем месте);
  3. Физкультурно-оздоровительные (привлечение к культурно-массовым мероприятиям, участие в соревнованиях);
  4. Социальные (предоставление возможностей к самореализации, оказание помощи в процессе поступления в высшие учебные заведения, налаживание социальных контактов).

Комплексная

Комплексная реабилитация – такой процесс, в котором участвуют специалисты разных направлений для восстановления умений и навыков, приобретенных ранее.

Направления комплексной реабилитации:

  1. Просветительское – реализация программ, направленных на изменение отношения общества к проблеме инвалидности, а также реализация программ, направленных на социализацию инвалидов в обществе и изменение их отношение к нему;
  2. Досуговое – создание программ по удовлетворению духовных и физических потребностей;
  3. Коррекционное – целью является устранение или компенсация ограничений жизнедеятельности, связанных с инвалидностью;
  4. Познавательное – выявление у и инвалидов желания к образованию, труду, общественной деятельности;
  5. Эмоционально-эстетическое – формирование знаний у инвалидов к желанию освоения мира.

Медицинская

Медицинская реабилитация – комплекс процедур, направленных на снижение степени выраженности ограничения в процессе жизнедеятельности у инвалидов.

Выделяют следующие виды медицинской реабилитации:

  1. Общая (применение препаратов, которые назначаются лечащим врачом, амбулаторное наблюдение);
  2. Специализированная (помощь в специализированных лечебных учреждениях, осуществление протезирования, проведение операций).

К медицинской абилитации относят:

  1. Протезирование;
  2. Отрезирование;
  3. Реконструктивную хирургию.

Социальная

Социальная реабилитация – это совокупность процедур и различных мер, которые определяют общественный режим и режим семейно-бытовых отношений с учётом потребностей самого инвалида.

Она представляет собой два раздела:

  1. Социально–средовая ориентация представляет комплекс мер, которые помогают выявлению наиболее развитых умений инвалида, и на основе этих умений подбирается наиболее осуществимая семейная и общественная деятельность;
  2. Социально-бытовая абилитация представляет собой комплекс мер, с помощью которых выбирается наиболее оптимальный режим общественной деятельности и семейной жизни.

Социально-бытовая адаптация включает:

  1. Осуществление консультирования инвалида;
  2. Специализированное обучение инвалида и членов его семьи;
  3. Обучение процедурам самообслуживания;
  4. Приспособление помещения, где проживает лицо с ограниченными возможностями, к его нормальной жизни и способности обслуживания;

Социально-средовая ориентация представляет собой процедуру:

  • получения навыков общения, обучение социальной независимости, приобретения умений по осуществлению рекреационных мероприятий;
  • оказания помощи при разрешении личных проблем;
  • психологической поддержки семьи.

Понятие «Реабилитация инвалидов»

Под термином «реабилитация» предполагается процесс, цель которого — восстановление у инвалидов некоторых видов жизнедеятельности до оптимального уровня. А именно, предоставляется поддержка в восстановлении физических, умственных, психологических и/либо социальных способностей. Также осуществляется оказание помощи в обеспечении реабилитационными средствами, чтоб изменить их жизнь к лучшему и сделать более независимой.

Международное определение «реабилитации» предполагает конкретную аналитическую схему самой деятельности по восстановлению:

  • осуществление мер, целью которых заключается в восстановлении утерянных функций;
  • срок выполнения данных мероприятий;
  • разновидности помощи, требуемой лицу с ограниченными возможностями;
  • размеры предоставляемой помощи.

Эта схема подразумевает предоставление таких льгот инвалидам:

  • медицинских (терапии, хирургического вмешательства, лечения в санаторных условиях, покупки технических средств);
  • социальных (помощи юристов, консультаций, психологической и культурной поддержки семьям, где имеется инвалид, обучения, реализация социального и физического восстановления);
  • профессиональных (предоставляют консультации по поводу оформления на работу, вероятных ограничений, перепрофилирования, оказывают техническое содействие в обучении либо переподготовке);
  • психолого-педагогических (обучения в дошкольных и других учебных заведениях, снабжения техническими средствами для учебы, корректирования).

Реализовать индивидуальную реабилитацию можно лишь по согласованию с инвалидом.

Термин «комплексная реабилитация» предусматривает выполнение некоторых процедур с участием специалистов, работающих в разных направлениях.Цель этих комплексных мер — возобновить способности и навыки, которые были приобретены прежде. Комплексное восстановление работает в таких направлениях:

  • образовательном – реализуется программа, цель которой – изменение отношений социума к инвалидам, а также мероприятия, ориентированные на социализацию людей с таким статусом в обществе;
  • досуговом – создаются программы, удовлетворяющие духовные и физические потребности инвалидов;
  • коррекционном – цель такой реабилитации – устранить либо компенсировать ограничения в жизнедеятельности инвалида;
  • познавательном – у инвалидов выявляют стремление к обучению, работе, публичной активности;
  • эмоционально-эстетическом – у лиц с группой инвалидности формируют стремление познавать окружающий мир.

Медицинская реабилитация подразумевает проведение мероприятий, цель которых – уменьшение выраженности ограничений в жизни и деятельности людей с группой инвалидности. Медицинское восстановление для лиц данной социальной категории может быть:

  • общим (прием медикаментов, назначаемых доктором, постановка на диспансерный учет);
  • специализированным (прохождение реабилитации в узконаправленных клиниках, протезирование, хирургические вмешательства).

Социальная реабилитация предусматривает проведение комплекса мероприятий. Они определяют коллективный и бытовой режим относительно нужд людей с ограниченной трудоспособностью.Эта программа включает такие разделы:

  • Социально-средовую ориентацию – это система мероприятий, благодаря которым выявляются самые развитые навыки инвалидов. В дальнейшем, с учетом этих умений, проводится подбор самой приемлемой для выполнения работы в кругу семьи и обществе.
  • Социально-бытовую адаптацию – это меры, способствующие при выборе идеального режима для работы в социуме и в кругу семьи.

Социально-средовая ориентация включает:

  • подготовку к общению в социуме, получение навыков в отношении восстановления деятельности;
  • предоставление помощи в решении проблем личного характера;
  • психологическую поддержку семьи.

Социально-средовая адаптация представляет собой процедуру:

  • проведения консультаций для инвалидов;
  • специализированной подготовки граждан с группой инвалидности и членов его семьи;
  • получения навыков по самообслуживанию;
  • адаптацию жилища, в котором живет инвалид, под его нужды.

Абилитация и реабилитация – что это такое, в чем разница в данных понятиях

Законодательство о социальной поддержке и государственной защите инвалидов содержит термины абилитация и реабилитация.

Итак, что они означают и в чем разница между этими двумя понятиями рассмотрим подробно в нашей статье.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

В соответствии со ст. 9 ФЗ N 181 от 24.11.1995 года под реабилитацией понимается система и процесс, которые способствуют частичному или полному восстановлению способностей, ранее утерянных инвалидом к общественной, бытовой, профессиональной или трудовой деятельности.

Под абилитацией понимается процесс формирования новых способностей, которые ранее отсутствовали к ведению трудовой, общественной, образовательной и бытовой деятельности.

Целью осуществления реабилитации является восстановление навыков, которые были утрачены в связи с наступлением стойкого ограничения здоровья с учетом специфики перенесенной лицом травмы.

К задачам реабилитации относят:

  1. Повышение скорости выздоровления;

  2. Улучшение вариантов исхода полученных травм в результате болезни;
  3. Сохранение жизни инвалида;
  4. Предупреждение возможности появления инвалидности или облегчение её проявлений;
  5. Возвращение человека в различные сферы жизнедеятельности;
  6. Восстановление профессиональных навыков.

Целью абилитации является приобретение инвалидами таких навыков, которых ранее у них не было, для их интеграции в обществе.

Между понятиями реабилитация и абилитация есть существенная разница.

Как правило, процедуры по абилитации проводятся детям, сразу после рождения и выявления у них нарушения здоровья, для того, чтобы приобретенные в процессе абилитации навыки можно было использовать в жизни.

Реабилитация же, как правило, проводится для того, чтобы навыки, утраченные в результате болезни или травмы, восстановить.

Популярное в этом разделе

Бесплатная консультация юриста

Москва и область

Санкт Петербург и область

Copyright 2016. Posobie-Help — помощь и консультации по всем видам пособий и льгот

Публикация и копирование материалов без письменного согласия автора запрещена.

Отказ от прохождения реабилитации

Прохождение программы индивидуальной реабилитации или абилитации не является обязательным для инвалида. При желании он имеет полное право отказаться от нее. Отказ от ИПРА освобождает государство и другие органы от обязанностей по отношению к лицу с инвалидностью.

Как составить и куда подать заявление

При оформлении документа ИПРА и отказа от предоставляемых услуг человек имеет право не посещать реабилитационные мероприятия, но само наличие карты дает ему возможность изменить свое мнение с течением времени и пройти программу.

Отказ от индивидуальной реабилитации лишает инвалида всех льгот и права на бесплатное предоставление ТСР. Для отказа необходимо написать заявление на имя руководителя медико-социального центра, который предоставляет услуги, и передать работодателю.

Специфика работы частных реабилитационных центров

Прохождение индивидуальной реабилитации в частных специализированных центрах обходится в несколько раз дороже, чем этот же процесс в государственных структурах.

При выборе частного реабилитационного центра существуют следующие достоинства и недостатки:

  1. Государство не покрывает стоимость ИПРА в таких реабилитационных центрах;
  2. Уровень комфорта и условий выше;
  3. Более современное и высокотехнологичное оборудование.

Абилитация и реабилитация инвалидов направлена на помощь адаптироваться в обществе и основных сферах жизни с учетом состояния. Индивидуальная программа включает в себя ряд процедур, направленных на развитие человека в разных сферах его жизни. Для получения ИПРА необходимо заключение МСЭ, которое позволит получить льготы от государства. При желании инвалид имеет право отказаться от реабилитации или проходить ее в частной клинике за свой счет.

О финансировании программ абилитации

Прежде лечение, приобретение дорогих лекарств и закупка необходимых технических средств оплачивались средствами родителей, а также различными негосударственными благотворительными фондами.

Сейчас в государственный бюджет заложено определенное финансирование.

Правительство РФ контролирует процесс распределения бюджетных средств. Потрачены эти деньги могут быть на закупку оборудования и оплату услуг, которые необходимы таким людям для восстановления утраченных или ранее отсутствовавших функций организма.

Деньги выделяются из Фонда соцстраха и могут быть потрачены на:

  • Услуги по абилитации и реабилитации, а также на технические средства (в 2016 г. — 7,7 млрд. руб.);
  • Субвенции в региональные бюджеты для расходования на такие же цели (в 2016 г. — 1,6 млрд. руб.).

Государственное финансирование — это только часть мер, которые в каждом регионе страны дадут возможность каждому получить необходимые лекарства, протезы, реабилитационные и абилитационные услуги в специализированных медицинских учреждениях.

Большая работа проводится благотворительными фондами, близкими и родными инвалидов, образовательными и досуговыми учреждениями по созданию безбарьерной среды.

Разница в абилитации и реабилитации ребёнка инвалида

Для ребёнка инвалида существует особенность в проведения реабилитации, или же абилитации. Нет разницы, какая методика будет применяться, главное начать ее применение, как можно раньше.

Своевременно начатые меры по реабилитации, способны полностью восстановить функциональность организма и работу всех органов и его систем.

Для ребенка нет большой разницы, применять реабилитацию, или же абилитацию.

Если в вашей местности нет специалистов по абилитации, тогда восстановительные мероприятия проводят врачи-реабилитологи.

Главное, чтобы была оказана своевременная помощь и не упущено время.

Применяемые мероприятия:

  • Медицинская ориентация на восстановление функций — массажи, ЛФК, применение лечения в санаторных условиях;
  • Бытовая ориентация — научить ребёнка обслуживать себя на бытовом уровне;
  • Психологическая адаптация — работа с психологами и занятия на обучение поведения в социуме и возможность самому ребенку наладить общение в обществе;
  • Социокультурная ориентация — это эстетическое развитие детей-инвалидов. Разрабатываются культурные программы с посещением музеев, концертов, а также развлекательных и развивающих детских центров.

Абилитация и реабилитация: в чем разница?

С 1 января 2016 года вступил в силу закон об абилитации инвалидов. Появилось новое понятие, созвучное с привычным нам термином «реабилитация». Однако разница между ними все же есть.

Если кратко, то абилитация ( от лат. habilis — быть способным к чему — либо ) — первоначальное формирование способности к чему — либо . Термин применяется преимущественно к детям раннего возраста с отклонениями в развитии , в отличие от реабилитации — возвращения способности к чему-л ибо , утраченной в результате болезни , травмы и др . .

Общие понятия о реабилитации лиц с ограниченными функциями здоровья

В стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 48/96, принятая на сорок восьмой сессии ГА ООН 20 декабря 1993г.), в разделе «Основные понятия в политике в отношении инвалидов», сформулировано общеупотребительное понятие реабилитации, основанное на идеях Всемирной программы действий в отношении инвалидов.

Из этого международного определения «реабилитации» следует определенная аналитическая схема самого процесса реабилитации, которая включает следующие составные части (реабилитационные конструкты):

1. Социальная реабилитация, обеспечивающая реабилитацию человека с инвалидностью как социального субъекта; 2. Педагогическая реабилитация, обеспечивающая реабилитацию человека как субъекта деятельности; 3. Психологическая реабилитация, которая обеспечивает реабилитацию человека с инвалидностью на уровне личности; 4. Медицинская реабилитация, которая обеспечивает реабилитацию на уровне биологического организма человека.

Все приведенные компоненты составляют идеальную модель реабилитационного процесса. Она является универсальной и может применяться при стратегическом планировании любого центра или учреждения реабилитации человека с инвалидностью, который имеет целью предоставление наиболее полного комплекса реабилитационных услуг.

Когда рождается ребенок с функциональным ограничением, это означает то, что он будет не в состоянии развить все функции, необходимые для нормальной жизни, или, возможно, функциональность этого ребенка не будет развита так же, как функциональность его сверстников. Ребенок, невзирая ни на что, остается ребенком: с потребностью в любви, внимании и воспитании согласно своей уникальной натуры, и к нему необходимо относиться, в первую очередь, как к ребенку.

Слово «абилитация» происходит от латинского «habilis», что означает «быть способным». Абилитировать означает «делать состоятельным» и используется вместо слова «реабилитировать», которое употребляется в смысле восстановления утраченной способности.

Отсюда получается, что этот процесс наиболее актуален в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья. Хотя применяется и к другим людям, моральное здоровье которых подорвано (к примеру, осужденным). Абилитация означает не только стремление лечить или модифицировать физические или умственные расстройства, это означает также обучение ребенка достигать функциональных целей альтернативными путями, если привычные пути блокированы, и адаптировать окружающую среду для компенсации отсутствующих функций.

Следует заметить, что поздно начатая абилитация может оказаться малоэффективной и трудновыполнимой. Так может быть, например, в случае, если дети с церебральными параличами и грубыми задержками речевого развития начинают получать соответствующую помощь лишь в возрасте восьми — одиннадцати лет. Опыт последних лет говорит о том, что комплекс лечебных, педагогических, логопедических и других мероприятий надо начинать уже на первом году жизни.

Реабилитационные мероприятия начинаются с первых дней заболевания или получения травмы и проводятся непрерывно при условии этапного построения программы.

Абилитационные мероприятия могу начинаться с мониторинга состояния будущей матери и выхаживания ребенка с отклонениями развития.

Абилитация — многосторонний процесс, который одновременно обращает внимание на различные аспекты, для предоставления ребенку возможности вести жизнь, которая наиболее приближена к нормальной. Нормальная жизнь, в данном контексте означает жизнь, которую бы имел ребенок при отсутствии своих функциональных ограничений

Абилитация и реабилитация – это комплекс мер, направленных на адаптацию в обществе и преодоление патологических состояний людей с ограниченными возможностями здоровья.

Задача и абилитации, и реабилитации — помочь инвалидам как можно успешнее социализироваться, устроить и личную и профессиональную жизнь.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий