Поиск

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в РФ

Дети с инвалидностью

Как правило, родители не спешат с получением инвалидности для своего больного ребенка, считая, что подобный шаг поставит крест на его дальнейшей жизни. Однако, такое мнение ошибочно. Несмотря на то, что инвалиды относятся к ОВЗ, полученный статус дает ряд существенных преимуществ и льгот, на которые лица с ОВЗ не имеют прав.

Инвалидность дает право на социальную пенсию, а также ежемесячные денежные выплаты (около полутора тысяч). На федеральном уровне закреплено право инвалидов на бесплатный проезд, медикаменты, отдых в санаториях.

Кроме этого, в зависимости от основного заболевания ребенка можно получить:

  • слуховой аппарат,
  • трость, костыли, инвалидную коляску,
  • специальную ортопедическую обувь.

Для несовершеннолетнего с серьезным нарушением зрения предоставляется обученная собака-поводырь. Ребенок-инвалид имеет привилегии при поступлении в ВУЗ. К сожалению, при дальнейшем трудоустройстве лица с ОВЗ и инвалиды не имеют каких-либо преимуществ. Несмотря на то, что на законодательном уровне подобная дискриминация запрещена, на практике только 1 из 10 людей с ОВЗ работает.

Родители ребенка-инвалида также получают преимущества:

  • налоговые послабления,
  • уход за ребенком засчитывается в общий трудовой стаж,
  • работающие родители защищены со стороны трудового законодательства (дополнительные выходные и отпускные, право на оплачиваемый отпуск в любое время),
  • право на досрочную пенсию,
  • льготы на услуги интернета и телефонной связи.

Однако получить инвалидность не так просто. В 2015 году Минтруда и соцзащиты выпустило приказ, который определяет категории и классификацию, используемую при проведении МСЭ. В результате этих изменений инвалидность теперь получить гораздо сложнее, количество отказов возросло. По новым требованиям, чтобы получить статус инвалида необходимо иметь нарушение здоровья не ниже 2 степени.

Но в первую очередь нужно, чтобы соблюдались три обязательных условия:

  • наличие устойчивого нарушения, которое не позволяет организму функционировать правильно;
  • имеющаяся патология/заболевание существенно ограничивает жизнь;
  • есть потребность в социальной поддержке.

Порядок получения инвалидности такой же, как для взрослых и включает в себя следующие этапы:

По итогам медико-социальной экспертизы принимается решение о присвоении инвалидности. При отказе родители в течение месяца имеют полное право потребовать повторной экспертизы. Если комиссия и второй раз принимает отрицательное решение, то можно подать иск в суд.

Также комиссия принимает решение, на какой срок дается инвалидность (год, два, пять или до совершеннолетия). После окончания этого срока необходимо будет повторно пройти всю процедуру, чтобы подтвердить инвалидность и группу. При определенных заболеваниях комиссия может дать инвалидность бессрочно. В первую очередь, это генетические патологии, ДЦП, тяжелые сенсорные нарушения (слепота, глухота).

В правовой и социальной сфере традиционно используется понятие «инвалид». Однако, в последнее время выражение «дети с ОВЗ» все чаще используется вместо него. И далеко не всегда это связано с незнанием терминологии. Понятие «ограниченные возможности здоровья» делает акцент на индивидуальных особенностях человека, в то время как термин «инвалид» предполагает существование некой нормы, которой он не соответствует

Но само понятие «нормы» весьма относительно и специалисты в последние годы его используют крайне осторожно. Так же эта подмена понятий связана с желанием выразиться максимально корректно, не задевая чувств ребенка

Все-таки слово «инвалид» в нашем обществе имеет некую негативную окраску.

С точки зрения психологов, употребление термина «ограниченные возможности здоровья» менее пагубно влияет на ребенка, чем термин «инвалид». Если первый — это нераскрытый потенциал, то второй — окончательный диагноз. ВОЗ согласна с такой точкой зрения и призывает не наклеивать ребенку ярлык инвалида, а работать с конкретным нарушением и его последствиями.

Нельзя сказать, что именно Закон об образовании породил этот многолетний спор, но именно он указал на назревшую необходимость в разграничении этих понятий на законодательном уровне. Изменения в социальной политике государства, курс на создание доступной среды и формирование толерантного общества рано или поздно должны привести к принятию положения о детях с ОВЗ и инвалидах. Вопрос о тождественности и разнице этих понятий должен решаться именно на законодательном уровне. Это положение не только положит конец бессмысленным дискуссиям, но и решит многочисленные накопившиеся проблемы и сделает жизнь детей чуть проще.

Патологии слуха

Инвалиды со снижением качества слуха бывают: глухие (полная утрата слуховой функции) и слабослышащие. Глухие лишенные речи – это пациенты с врожденным отсутствием данного сенсора либо утратившие его в раннем детстве.

К глухим, но при этом имеющим речь в определенной степени, относятся пациенты, потерявшие слух в более позднем возрасте. Вследствие врожденной утраты слухового сенсора довольно часто развиваются патологические изменения функционирования вестибулярного аппарата, пространственной ориентации, ухудшается осанка. Кроме этого, формируется глухонемота и задержка в развитии способности к прямостоянию.

На фоне подобных нарушений, как вторичные патологии отмечаются психические отклонения – отставание функции мышления, проблемы с общением, скудность эмоций и плохая память. Слабослышащие, или люди с частичной утратой слуховой возможности, но при этом сохранившие речь, не испытывают трудностей, связанных со снижением умственных способностей.

Дети с ОВЗ и дети-инвалиды: разница понятий

Так чем ОВЗ отличается от инвалида и так ли существенно это различие? На самом деле, разница очень важна. Путаница в понятиях приводит не только к неверным цифрам в статистике, но и к тому, что программы образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ не учитывают особенности этих двух групп. В результате отсутствуют специальные условия, стандарты, которые бы позволили детям-инвалидам учиться наравне со здоровыми детьми.

Понятия инвалид и лицо с ОВЗ предполагают наличие существенной патологии или заболевания, которое ограничивает возможности человека. При этом разница между людьми с ОВЗ и инвалидами заключается только в одном — наличии или отсутствии официально установленной группы инвалидности. По сути, инвалид — это не только медицинское понятие, но и юридическое. Таким образом, ребенок-инвалид является лицом с ОВЗ, но не все дети с особенностями развития (ОВЗ) — инвалиды.

В сети можно встретить упоминание о еще одном отличии детей с ОВЗ и инвалидов — наличие умственной неполноценности при ОВЗ. Однако, такая точка зрения, хотя и имеет весомое подкрепление в виде статистики, абсолютно неверна. Конечно, по официальным данным 80% детей с ОВЗ имеют те или иные психические нарушения и чаще всего отстают в своем развитии. Но необходимо помнить, что в категорию ОВЗ попадают дети с нарушением речи, задержкой в развитии. Подобные отклонения сказываются на умственных способностях, но чаще всего поддаются коррекции. При этом такой диагноз — не основание для получения инвалидности.

Семинар-практикум для педагогов «Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов»

3. Межпредметные связи и связь обучения с жизнью. Преподавание отдельных предметов учебного курса не должно вестись изолированно, с тем чтобы интерес к отдельному учебному предмету мог распространяться и на другие дисциплины. Связь учебных предметов с окружающей жизнью обеспечивает «отыскивание, осмысление и объяснение параллелей, сравнений и противопоставлений»

Дизонтогении — аномалии развития: дефекты черепа, мозговая грыжа, аэнцефалия, циклопия; хромосомные нарушения: болезнь Дауна (умственная отсталость, пороки развития), синдром Клайнфельтера (умственная отсталость, психическая вялость, нарушения полового развития у лиц мужского пола), синдром Шершевского-Тернера (аномалии соматического развития, низкорослость), синдром Штурге-Вебера-Краббе (психическая отсталость, эпилептические припадки); генетические расстройства: фенилкетонурия (психические расстройства, интоксикации, судороги); прогрессирующие мышечные дистрофии: миопатии, миатонии, атаксии;ганглиозидозы: амавротическаяидиотияТея-Сакса (сочетание слабоумия и слепоты); опухоли мозга;

Какое образование считается инклюзивным

В настоящее время в России насчитывается порядка 2 000 000 с различными отклонениями в психофизическом развитии. Согласно данным медицинских исследований, число таких ребят ежегодно будет увеличиваться в среднем на 4-5% от общего числа детей.

Если придерживаться прежней образовательной системы, в учебные заведения страны будут ежегодно выпускать тысячи учеников, которые не смогут полноценно адаптироваться в обществе. Поэтому Министерство образования решило воспользоваться опытом западных коллег и внедрять программы инклюзивного обучения.

Цель такой методики: создать каждому ребёнку максимальные возможности для обучения в обычных условиях, внедряя особый педагогический подход.

Внимание! Термин «Инклюзивное образование» происходит от французского слова INCLUSIF, что можно перевести как «включающий в себя». В педагогике этим словом обозначают методику формирования смешанных классов, где дети с ограниченными возможностями будут заниматься вместе по единой форме обучения

Специалисты считают, что внедрение данной методике поможет стереть социальные различия между обычными и особенными детьми. Если речь идёт об учреждениях дошкольного образования, смешанные группы развивают навыки коммуникативного общения, позволяют детям лучше адаптироваться в обществе.

Опираясь на опыт западных коллег, можно отметить, что уровень получаемых знаний в таких группах заметно выше, чем в обычных коррекционных классах.

Как формируются классы

Наполняемость смешанных классов будет регулироваться санитарными нормами и правилами. Здесь предполагается, что при средней численности класса в 25 человек, здесь могут находиться 2 ученика с ограниченными возможностями. Если детей с ОВЗ больше, снижается общая наполняемость класса.

Программа обучения подстраивается индивидуально под ребенка с психофизическими отклонениями, однако она не является обособленной и понятна остальным ученикам класса. Кроме этого, она полностью адаптирована к общеобразовательной системе, мало отличаясь от обычной манеры проведения занятий.

Вполне естественно, что ребёнок-инвалид не будет вливаться в коллектив без подготовки, поэтому инклюзивная методика образования требует привлечения:

  • педагогов-психологов;
  • дефектологов;
  • тьюторов;
  • работников социальной сферы;
  • педиатров;
  • логопедов;
  • ассистентов педагога.

Кроме этого, в процесс вовлекается весь персонал школы (включая сотрудников службы безопасности) и дети. Такие программы имеют огромное значение для обычных учеников, которые смогут лучше понимать и терпимее относиться к людям с ограниченными возможностями.

Правовые и законодательные нормы

Принципы инклюзии основываются на конституционных правах каждого гражданина Российской федерации на получение образования. В частности, программа опирается на такие законодательные акты:

  • статья № 28 Конвенции ООН, защищающую права детей;
  • статья № 43 Конституции РФ;
  • Федеральный закон № 273 «Об образовании», принятый к исполнению 29 декабря 2012 года;
  • статья 19 Федерального закона № 181 «О соцзащите инвалидов РФ», принятого к исполнению 24 ноября 1995 года.

Важно! Все общеобразовательные и дошкольные учреждения, где будут вводиться инклюзивные программы обучения, будут ориентироваться на государственные стандарты образования, и принимая их за базис, разрабатывать собственные методики. Скачать для просмотра и печати:

Правила оформления статуса

Порядок оформления категории «инвалид-ребенок» регламентируется нормами Постановления №95.

В частности, на начальном этапе диагностику проводит семейный врач, который при обнаружении отклонений и установлении хотя бы частичной потери жизнеобеспечения выдает родителям крохи направление установленной формы на МСЭК, то есть комиссионное обследование.

В свою очередь комиссия проводит собственную диагностику степени потери трудоспособности по вышеуказанным критериям посредством назначения ряда анализов и консультаций с профильными врачами. Если в ходе диагностики обнаружены отклонения по заявлению законного представителя ребенка, то есть той же мамы, проводится заседание комиссии, в ходе которой полученные результаты уже и оцениваются в совокупности.

Как правило, МСЭК проводится по месту жительства ребенка в территориальном бюро, однако, если комиссия изначально не может прийти к окончательному мнению в виду специфики заболевания ребенка, маме малыша выдается направление в федеральное бюро. Кстати, если состояние малыша не позволяет подвергнуть его транспортировке к медицинскому центру, комиссия диагностику может провести и на дому, конечно, на основании заявления родителей.

В ходе проведения экспертизы ведется протокол, в котором фиксируются не только медицинские данные малыша, но и мнение специалистов. При этом руководитель бюро помимо уже участвующих в обследовании врачей может привлечь и другого медика соответствующего профиля, кстати, таким же правом обладают и родители ребенка, конечно, при согласии главы комиссии.

По окончании обследования комиссия принимает решение посредством простого голосования и принятия к учету мнения большинства, которое фиксируется в протоколе. Также к оговоренному документу прикладывается акт, в котором отражаются все аспекты обследования от полученных данных в ходе диагностики до мнения специалистов. Затем на основании вышеперечисленных данных, закрепленных документально, оформляется заключение об установлении инвалидности, которое собственно после проставления подписей и печати выдается на руки законным представителям крохи.

Следует отметить, что установление ограничений по инвалидности в отношении ребенка имеет значительные отличия от подобной же процедуры, проводимой с совершеннолетними гражданами. Так в силу п.7 Постановления №95 к учету принимаются только 2, 3 и 4 степень нарушений функций организма, которые и служат основанием для присвоения категории ребенок-инвалид. То есть подразделений на 1, 2 и 3 группу к малышу не применяются вплоть до его 18-летия.

Методы обучения малышей с ОВЗ

Министерством образования разработано множество программ, по которым может производиться обучение таких детей. В зависимости от особенностей каждого ребенка, компетентные люди должны назначить конкретный метод. Наиболее распространенными считаются следующие программы:

  1. Метод проектов. При нем обучение происходит на основании проектирования мыслей и желаний человека. Его приучают мыслить позитивно и добиваться своих желаний с помощью определенных действий.
  2. Индивидуальный маршрут. В этом случае схема обучения разрабатывается индивидуально для конкретного малыша с учетом всех его особенностей организма.
  3. Медико-психологическая программа. При ней создается специальная комиссия из педагогов, психолога и медиков. Они определяют состояние здоровья малыша и принимают индивидуальную программу развития.
  4. Психолого-педагогический метод. Под ним понимается диагностика дошкольников, чтобы своевременно провести квалифицированную помощь в коррекции развития детей.
  5. Дошкольное образование. Оно предоставляется не только здоровым детям, но и тем, кто имеет ОВЗ. Они также имеют равные права с остальными детьми. Им обеспечивается инклюзивное образование с учетом имеющихся у них индивидуальных возможностей.
  6. Интегрированное образование. Оно включает в себя некоторые особенности, которые не свойственны для здоровых детей. Одной из наиболее ярко выраженных особенностей можно назвать заниженную самооценку, которая неуклонно связана с имеющимся отклонением в здоровье. Такие дети обычно дистанцируются от коллектива, и им сложно в него интегрироваться. Поэтому воспитатели и педагоги должны помочь им подружиться с другими детьми, имеющими ограниченные возможности.
  7. Сопровождение педагогов при инклюзивном обучении. В этом случае дети с ОВЗ обучаются совместно со здоровыми сверстниками. А сами педагоги должны помогать таким детям интегрироваться в коллектив здоровых детей.

Такие дети не получают от государства денежные средства в виде пенсионных выплат, как инвалиды, но им предоставляются некоторые льготы, которыми они могут пользоваться наравне с инвалидами. Среди таких льгот и преимуществ можно отметить:

  1. Возможность получения бесплатных занятий с социальными педагогами, психологами и логопедами. Эти специалисты обычно должны заниматься с такими детьми 2-3 раза в неделю, чтобы улучшать их навыки и помогать им общаться с окружающими.
  2. Возможность претендовать на особый подход преподавателей при выставлении оценок их знаний. Обычно учебные заведения самостоятельно устанавливают свои правила. Но главным смыслом тут является выявление талантов у таких детей, а затем дальнейшее их развитие.
  3. Возможность сдачи выпускных льготных экзаменов. Ученик может сделать выбор, каким образом, он будет выпускаться из школы. Он может сдавать ЕГЭ, как и все здоровые ученики, либо может выбрать обычные экзамены, не дающие ему возможность поступить с этими результатами в вуз.
  4. Право на получение школьных обедов. Они предоставляются таким детям бесплатно.
  5. Недопустимо применение дисциплинарных взысканий к таким детям на протяжении всего учебного года, независимо от количества рецидивов.

Важно знать, что с каждым годом недуг ребенка может прогрессировать. И если еще год назад вам отказали в предоставлении инвалидности, то возможно, что спустя прошедшее время вашему ребенку ее предоставят

Существует 3 ступени, по которым осуществляется интеграция  ограниченных возможностей:

  1. Недуг. В этом случае ребенок потерял определенную анатомическую возможность либо утратил функцию. Сюда относятся также и отклонения в психическом и физиологическом развитии.
  2. Вторая ступень. Когда перечисленные виды недугов не дают возможность выполнять ребенку определенный вид деятельности, который выполняют все остальные сверстники.
  3. Последняя ступень. Когда человек по причине данного недуга теряет возможность самостоятельно ухаживать за собой.

Именно при наличии последней степени устанавливается инвалидность. В любом случае для определения ОВЗ или инвалидности требуется прохождение специальной комиссии, которая выдает медицинское заключение о состоянии здоровья ребенка. На основании данного документа родители малыша могут оформить все положенные льготы и выплаты, а также получить социальную помощь.

Социальные и медицинские аспекты развития профессионального самосознания лиц с ОВЗ

Другим важным аспектом в личностном и профессиональном развитии лиц с ОВЗ является низкая общепрофессиональная информированность, недостаточность (отсутствие) сформированности общетрудовых умений и навыков, профессиональных интересов, а также неадекватность самооценки собственных возможностей в будущей профессиональной (трудовой) деятельности, способных предопределять специфику профессионального самоопределения на стадии роста .

На сегодняшний день нормативная база получения инвалидами высшего образования практически не проработана. Нет конкретных подзаконных актов в данной области. Необходима нормативно-правовая система, которая бы регулировала порядок нахождения студента-инвалида в учебном заведении, а именно: условия приема и обучения, сроки обучения, наполняемость групп, соотношение «преподаватель—студент»; нагрузка профессорско-преподавательского состава, занимающегося со студентами-инвалидами, надбавки к их заработной плате, оплата вспомогательного персонала (тифлопедагогов, сурдопереводчиков, тьюторов), соотношение аудиторных и индивидуальных занятий .

Как получить заключение ПМПК

Решение о прохождении ПМПК с целью выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении ребенка принимают родители (законные представители).

Внимание: медицинское обследование детей, которым исполнилось 15 лет, проводится с их согласия. Для проведения обследования ребенка его родители (законные представители) предъявляют в территориальную или центральную комиссию:

Для проведения обследования ребенка его родители (законные представители) предъявляют в территориальную или центральную комиссию:

  • заявление о проведении или согласие на проведение обследования ребенка в комиссии;
  • копию паспорта или свидетельства о рождении ребенка (с предъявлением оригинала или заверенной в установленном порядке копии);
  • направление образовательной организации или другой организации, в том числе медицинской;
  • заключение или специалистов психолого-медико-педагогического сопровождения образовательной организации (при наличии);
  • заключение ПМПК о результатах ранее проведенного обследования ребенка (при наличии);
  • подробную выписку из истории развития ребенка с заключениями врачей медицинской организации по месту жительства (регистрации);
  • характеристику обучающегося, которую готовит образовательная организация (при наличии);
  • письменные работы по русскому (родному) языку, математике, результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка.

Такой порядок установлен в пунктах , ,  Положения, утвержденного .

Протокол и заключение комиссия оформляет в день проведения обследования. В случае необходимости срок оформления протокола и заключения комиссия продлевает, но не более чем на пять рабочих дней. Копия заключения комиссии (заверенная печатью ПМПК) и копии особых мнений специалистов (при их наличии) согласуют с родителями (законными представителями) детей и выдают им под подпись или направляют по почте с уведомлением о вручении. Если родители не согласны с заключением территориальной комиссии, они могут обжаловать его в центральной ПМПК ( Положения, утвержденного ).

Заключение ПМПК содержит выводы о наличии либо отсутствии у ребенка особенностей в физическом или психическом развитии, отклонений в поведении.

Такие сведения, согласно статьи 10 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ, являются персональными данными ребенка.

Внимание: не допускается передавать третьим лицам информацию из заключения ПМПК без письменного согласия родителей ребенка ( Положения, утвержденного ). Заключение ПМПК носит для родителей детей рекомендательный характер ( Положения, утвержденного )

Они самостоятельно принимают решение о том, предоставлять ли его в ОО или нет

Заключение ПМПК носит для родителей детей рекомендательный характер ( Положения, утвержденного ). Они самостоятельно принимают решение о том, предоставлять ли его в ОО или нет.

Если родители предоставили в образовательную организацию заключение ПМПК о наличии отклонений в развитии и необходимости специальных условий для образования, образовательная организация обязана такие условия создать.

Заключение комиссии действительно для представления в образовательную организацию в течение календарного года с даты его получения. Если родители не передали заключение в течение одного года, придется получать заключение заново. Так предусмотрено в Положения, утвержденного .

Минимальный срок, на который ПМПК может дать рекомендации по созданию специальных образовательных условий, определяется членами ПМПК и варьируется от 3–6 месяцев до года. Максимальный срок, на который даются рекомендации по созданию специальных условий получения образования детьми с ОВЗ, – длительность освоения уровня образования. При переходе с уровня на уровень фиксируются образовательные результаты и возникают новые требования к условиям реализации программы.

Если ребенок с ОВЗ переходит на следующий уровень общего образования и претендует на создание специальных образовательных условий, необходимо повторное посещение ПМПК (для уточнения или новых рекомендаций согласно уровню).

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий