Поиск

Организация учебного процесса в детском саду для детей с ограниченными возможностями

Коллектив

Педагогический процесс в ГОУ Детский сад № 1790 обеспечивают специалисты

  • заведующий –  Илюхина Татьяна Федоровна – заслуженный учитель РФ, отличник народного просвещения; награждена: почетным дипломом «Лидер образования – 2006», медалью «Ветеран труда»;
  • старший воспитатель – Капкова Людмила Геннадиевна;
  • учитель-логопед;
  • педагог-психолог;
  • музыкальный руководитель;
  • педагог дополнительного образования;
  • педагог-организатор;
  • воспитатель по физической культуре;
  • 10 воспитателей;
  • учитель-дефектолог;
  • хореограф;
  • инструктор по плаванию.
В педагогическом коллективе работает 35 чел.
  • Заслуженный учитель РФ – 1 человек;
  • «Отличник народного просвещения» – 1 человек;
  • «Почетный работник общего образования РФ» – 2 человека;
  • «Почетный работник образования города Москвы» – 1 человек;
  • Медаль «В память 850-летия Москвы» – 5 человек;
  • «Ветеран труда» – 3 человека.
Имеют квалификационную категорию:
  • высшая квалификационная категория – 3 человека;
  • первая квалификационная категория – 10 человек;
  • вторая квалификационная категория – 4 человека.

Как работают садики для особых детей?

Садики посещают дети в возрасте от 3 до 7 лет, в группе – максимум 8 человек. Воспитатели выделяются на каждую тройку детей, чтобы все ребята были под присмотром и получали должный уход.

У каждого воспитанника есть свое расписание и план занятий – индивидуальный маршрут развития. В конце каждого месяца проводится оценка – педагоги пишут отчет об успехах, достижениях и планах развития ребенка. Все индивидуальные занятия фиксируются в тетрадках-дневниках, чтобы родители могли посмотреть, чем занимался ребенок, и поддержать обучение дома.

Еще у каждого малыша есть куратор – воспитатель, который знает все, что происходит с ребенком в садике, поддерживает развивающие занятия специалистов в группе, общается с родителями и становится близким другом ребенку.

В течение дня проходят групповые занятия с воспитателями: дети занимаются лепкой, аппликацией, чтением, проводятся музыкальные уроки и т.д. Часто в садики приезжают артисты и музыканты, проводятся мастер-классы, устраиваются концерты и небольшие шоу. Друзья наших садиков приглашают наших ребят бесплатно посетить зоопарк, дельфинарий, дарят билеты в театр.

Кроме занятий, дети гуляют на детской площадке, укладываются на дневной сон и кушают 3 раза в день (завтрак, обед и полдник). А вечером – ждут маму или папу, идущих после работы.

Новое в «Светлом Городе» – школа для особых детей

Идея открытия школы для детей с особенностями развития родилась не на пустом месте. Все меньше и меньше становится коррекционных школ и инклюзивных классов с очной формой обучения для всех учащихся. Если этот процесс продолжится, то у детей, которые не могут посещать обычные школы, будет всего два пути: домашнее обучение или коррекционная школа-интернат.

Разумеется, большинство родителей не устраивают эти варианты. Надомное обучение – это снова отрыв от коллектива, отсутствие общения со сверстниками и необходимость постоянно находиться кому-то из родителей дома с ребенком, то есть уйти с работы. Сдать ребенка в школу-интернат – для многих слишком тяжелое решение, при этом в большинстве случаев – не целесообразное, которое принесет ребенку больше вреда, чем пользы.

В этой ситуации можно сделать только одно – научить особых детей учиться в обычных школах. В связи с этим садики начали разрабатывать экспериментальную программу подготовки к школе и адаптированную программу начальной школы для смешанной группы детей (то есть детей с разными особенностями).

Обучение в школе будет проходить в специально оборудованных классах на базе уже работающих садиков

Важно, чтобы дети привыкли к «школьной» обстановке: парты, доска, учитель, звонок, уроки, домашние задания

Набор в школу только начался, и будет продолжаться в течение года, так что о результатах этого смелого эксперимента будет известно позднее.

Садики и подготовительно-начальная школа Надежды Самойловой для детей с ДЦП, аутизмом, синдромом Дауна и другими нарушениями развития находятся по адресам:

«Светлый Город», ул. Зайцева, д. 41, метро «Кировский завод».

Телефон +7 812 612-20-69, 8(911)279-30-29

«Радуга», ул. Большая Десятинная, д. 18/2, ж/д станция «Озерки», метро «Удельная».

Телефон 8(964)380-50-02

Детская площадка для инвалидов

Не менее важным местом для развития детей с частичной или полной недееспособностью является детская площадка, которую могут посещать ребята старшего дошкольного возраста в свободное время. Это поможет развивать им моторные навыки, а также успешнее социализироваться. Однако детская площадка для инвалидов должна отвечать определенным требованиям, чтобы обеспечить безопасность детей. В том числе:

  • все перила и ограждения должны иметь специальное покрытие против скольжения, чтобы уменьшить травмоопасность конструкции, углы всех сооружений должны быть мягко закруглены;
  • качели должны иметь от земли до сиденья от 40-60 см, перекладина должна быть мягкой;
  • верхний участок горок должен быть оснащен ограждениями, а нижний не может возвышаться над землей более чем на 3.5 см.

Особенности организации образовательного процесса для детей с ОВЗ в дошкольной образовательной организации

Романова Елена Владимировна
       Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
     Группа дошкольников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития. В связи с этим выделяют следующие категории детей с нарушениями развития (ОВЗ):

  • с нарушениями слуха (неслышащие, слабослышащие);
  • с нарушениями зрения (незрячие, слабовидящие);
  • дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • дети с задержкой психического развития;
  • с нарушениями интеллектуального развития;
  • с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы;
  • с комплексными (сложными) нарушениями развития.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами  образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Задача педагогов, воспитателей и родителей помочь детям с ограниченными возможностями здоровья адаптироваться в обществе, расти, развиваться и добиваться новых достижений, не отставая от своих сверстников. Необходимо общаться с детьми, учить ребенка думать, размышлять, сопереживать.
В совокупности образовательные области (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие) обеспечивают решение общеразвивающих задач. Вместе с тем каждый из видов деятельности имеет свои коррекционные задачи и соответствующие методы их решения.
 Одним из условий повышения эффективности коррекционно-педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка охранительно-педагогической и предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка (культурные ландшафты, физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, предметно-игровая, детская библиотека, игротека, музыкально-театральная среда).
Организация воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ предполагает внесение изменений в формы коррекционно-развивающей работы. Предусматривается широкое варьирование организационных форм коррекционно-образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных.
Большинству детей с ОВЗ вначале необходим адаптационный период. В этот период воспитатель должен снять стресс, обеспечить положительное эмоциональное состояние дошкольника, создать спокойную обстановку, наладить контакт с ребенком и родителями.
Одним из важных условий организации процесса воспитания и обучения детей с ОВЗ в условиях массового детского сада является оснащение его специальным оборудованием.
Выбор альтернативных методов (наглядные, практические, словесные), при подборе дидактического материала, создает условия, способствующие эффективности процесса обучения. Все большее распространение получает  инклюзивное воспитание детей с ОВЗ в условиях специальной группы в массовом детском саду и среди сверстников в обычной группе. Если в дошкольное образовательное учреждение поступают дети с ОВЗ, обследованием занимаются специалисты (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог), а воспитатель знакомится с полученными ими данными. Существует профессиональная взаимосвязь всех специалистов ДОУ (педагога-психолога, учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре) в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями.
    Необходима также активная работа с родителями (консультирование, дни открытых дверей, семинары-практикумы, проведение совместных праздников).  Только при совместной и непрерывной работе педагогов и семьи, будет положительный результат.  

Виды таких специализированных учреждений

Для детей с ограниченными возможностями создаются детские сады различных видов.

Можно выделить следующие учреждения:

  1. Детские сады комбинированного вида. Группы воспитанников формируются как из детей, у которых не наблюдаются ограничения здоровья, так и из деток, которые нуждаются в коррекции физического или психологического развития. Прием в такой детский сад ведется по общим условиям. В группе могут быть как здоровые дети, так и учащиеся со слабым здоровьем. В какую группу пойдет малыш зависит от решения родителя. В процессе воспитания проводятся дополнительные занятия по коррекции речи, повышению уровня здоровья воспитанника, а также по социальному воспитанию;
  2. Компенсирующего вида. Группы воспитанников формируются из детей, которые испытывают трудности в восприятии общих программ обучения, а также учащихся, которые нуждаются в специализированном подходе обучения с учетом физических возможностей. Как правило, ученики, попадающие в такие сады, имеют следующие заболевания, связанные с нарушениями:

    • зрения;
    • слуха;
    • опорно–двигательного аппарата;
    • психологического состояния (повышенная возбудимость, нервное состояние, раздражительность);
    • речи.

    В таких учреждениях занятия организовываются на основании специализированных методик, разработанных для устранения каждого нарушения по отдельности.

Отличия имеет и педагогический состав. В состав работников входят следующие специалисты:

  • Логопеды;
  • Дефектологи;
  • Врачи – терапевты;
  • Психологи;
  • Массажисты;
  • Специалисты в области физического оздоровления.

Правила составления индивидуальных программ

Для несовершеннолетних, которые имеют ограничения здоровья, процедура обучения должна разрабатываться на основании индивидуальной программы, которая учитывает состояние здоровья, а также психологическое развитие и индивидуальные возможности конкретного малыша.

Индивидуальная программа сопровождения представляет собой документ, на основании которого специалистами осуществляется коррекция выявленных в ходе обследования отклонений в здоровье.

Она включает в себя следующие виды сопровождения:

  1. Психологическое (коррекция личностной сферы – эмоциональная, познавательная, поведенческая);
  2. Логопедическое (исправление дефектов речи);
  3. Педагогическое (обеспечивается педагогами для формирования интереса у детей к обучению, социальной адаптации, самообслуживанию);
  4. Социально – правовое (изучение прав и свобод, имеющихся в государстве, формирование правового воспитания);
  5. Лечебно – оздоровительное (формирование интереса к здоровому образу жизни, профилактика наступления заболеваний);
  6. Воспитательное (формирование интереса к трудовой деятельности, к привычке самообслуживания, к соблюдению личной гигиены, правилам поведения и так далее).

Адаптационная программа – документ, который разрабатывается для детей, которые только привыкают к посещению детского учреждения. Как правило, в течение двух месяцев специалисты направляют усилия для установления психологической связи с ребенком.

Задачей такой программы является создание благоприятных психологических условий для последующего обучения несовершеннолетнего. Как правило, составляется после беседы с самим воспитанником, а также с семьей. На основании данных выявляются значимые психологические проблемы и ставится диагноз. Далее специалист разрабатывает методы, с помощью которых будут корректироваться психологические и физические отклонения.

Реабилитационная программа разрабатывается после того, как ребенок адаптировался к условиям обучения.

После этого ставится задача на формирование здорового отношения к обществу, а также навыков взаимодействия с окружающим миром.

Элементами реабилитации могут быть:

  1. Социализация, саморазвитие;
  2. Формирование интереса и профилактика здорового образа жизни;
  3. Творческое, трудовое, эстетическое развитие.

Программа правового воспитания имеет особое значение для детей, которые имеют особенности в развитии здоровья.

Вся работа строится по нескольким направлениям. К ним можно отнести:

  1. «Общество, которое меня окружает»;
  2. «Ребенок»;
  3. «Права и обязанности, которые я имею»;
  4. «Семья».

В ходе разработки программы должны учитываться следующие принципы:

  1. Интеграции информации, которая изучается учащимися и которая должна быть связана с остальными предметами;
  2. Комплексность формы подачи информации должна развивать не только правовые знания, но также и эстетические, культурные, художественные;
  3. Гражданственность.

Оздоровительные программы в детских садах, занимающихся воспитанием и обучением детей, которые имеют проблемы со здоровьем, являются наиболее важными. Они направлены на профилактику наступления заболеваний, поддержку уровня физического развития, воспитания положительного отношения к здоровью, формирование привычки здорового образа жизни.

Платится ли компенсация за «непопадание» в детский сад

Отказаться принять ребенка в конкретный детский сад местные власти могут только в случае, если в нем нет мест.

Если ребенок вообще не ходит в детский сад, родителям это никак финансово не компенсируют. По крайней мере, на федеральном уровне такая компенсация не предусмотрена.

Но в некоторых регионах местные власти предоставляют такую возможность. Например, в Кирове компенсацию может получать один из родителей с ребенком от полутора до трех лет при условии, что они имеют постоянную регистрацию в городе, а ребенок стоит в очереди в государственный детский сад. Размер выплаты — 2500 рублей в месяц.

В Ярославле размер выплаты на детей, не посещающих детский сад, — 737 рублей в месяц, или 8844 рубля в год. Ее выплачивают одному из родителей ребенка от полутора до трех лет.

Узнать, положена ли компенсация за непредоставление места в детском саду, можно в местном отделе социальной защиты населения.

Особенности воспитания и обучения детей с нарушением речи

Дети с тяжёлыми нарушениями речи – это особая категория детей, у которых сохранён слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики. Основной контингент дошкольных групп для детей с тяжелыми нарушениями речи составляют дети с общим недоразвитием речи, у которых отмечается нарушение формирования всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой сторонам.

  

Для детей с тяжелыми нарушениями речи в группах создается эмоционально благоприятная обстановка, способствующая их раскрепощению, укреплению веры в собственные возможности, возникновению потребности в общении со взрослыми и сверстниками.  Для обогащения социального опыта и гармоничного включения ребенка с ТНР в коллектив сверстников воспитание и обучение строится на основе активного познания окружающего мира, практического освоения предметной среды.  Детей учат творчески использовать речевые умения и проявлять коммуникативные сенсомоторные качества в различных видах деятельности.

Логопедические занятия учителя-логопеда с детьми с ТНР подразделяются на подгрупповые и индивидуальные и направлены на формирование и развитие:

  • лексико-грамматических средств языка,
  • фонематического слуха,
  • слоговой структуры слова,
  • правильного звукопроизношения,
  • правильного речевого дыхания,  
  • связной речи,
  • мелкой моторики и координации речи с движением,
  • подготовку детей к овладению грамотой.

В процессе работы с детьми с ТНР для мотивированного многократного повторения различных речевых конструкций используется большой объем наглядного (графического) материала и интерактивные средства обучения, побуждающие познавательный интерес ребенка, а так же специализированные учебные тренировочные устройства, предназначенные для формирования у детей с ТНР первоначальных речевых умений и навыков.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий

Adblock
detector