Поиск

Как вступить в программу инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья

Классификация и виды отклонений в развитии и поведении детей

  1. дети с нарушениями слуха и зрения

Глухие, слабослышащие,

Слепые, — слабовидящие дети.

2.  относятся умственно отсталые дети и дети с ЗПР

— Умственно отсталые: олигофрении и деменции

 — Задержка психического развития ( ЗПР)

(незрелость эмоционально-волевой сферы. Иначе говоря, такому ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. А отсюда неизбежно появляются нарушения внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость, + повышенная двигательная и речевая активность)

Дети с ЗПР делятся на 4 группы:

а)Первый тип — ЗПР конституционального происхождения(ярко выраженная незрелость эмоционально-волевой сферы, которая находится как бы на более ранней ступени развития.)

б)Второй тип — соматогенного происхождения — относятся ослабленные, часто болеющие дети.

в) Третий тип -ЗПР психогенного происхождения(Причиной этого типа ЗПР становятся неблагополучные ситуации в семье, проблемное воспитание, 13 психические травмы.)

г) Четвертый тип ЗПР церебрально-органического происхождения.

3.  дети с ТНР (логопаты).

— нарушения устной речи (дисфония, брадилалия, тахилалия, заикание, дислалия, ринолалия, дизартрия, алалия, афазия);

— нарушения письменной речи (дислексия, дисграфия).

4.  дети с нарушениями опорно-двигательной системы –ДЦП

5.  дети с комбинированными дефектами

(дети со смешанными (сложными) дефектами: — умственно отсталые неслышащие или слабослышащие дети; — умственно отсталые слабовидящие или незрячие дети; — слепоглухонемые дети и т. п.

6.  дети с искаженным развитием — психопатией (стойкий дисгармонический склад психики), с патологией влечений.

           Как видно из этой классификации, большинство детей с ОВЗ имеют возможность обучатся в общеобразовательных  учебных заведениях( и частично уже обучаются).

«Если слепой или глухой ребенок достигает в развитии того же, что и нормальный, то дети с дефектом достигают этого иным способом, на ином пути, иными средствами, и для педагога особенно важно знать своеобразие пути, по которому он должен повести ребенка», — писал в связи с этим Л.С

Выготский , «Именно для того, чтобы дефективный ребенок мог достичь того же, что и нормальный, следует применять совершенно особые средства» .

Принципы инклюзии

Инклюзивное образование детей охватывает глубокие аспекты современного развития школы. В данном процессе важную роль играет право ребенка на образование, в соответствии с чем создается особенная среда, максимально адаптированная под конкретные особенности лиц. Для детей с определенными отклонения в развитии инклюзив предполагает создание образовательной среды, в которую будет вовлечен каждый. Как следствие, при таком типе образования реализуется несколько принципов:

  1. Образование имеет равную ценность для всех учеников и педагогов.
  2. Все учащиеся должны быть одинаково вовлеченными как в учебный процесс, так и в культурную жизнь школы.
  3. Методика обучения должна быть реструктурирована таким образом, чтобы оно отвечало потребностям каждого ребенка.
  4. Перед детьми не должно быть никаких барьеров для получения знаний.
  5. Все различия между учениками должны отражаться в ресурсах педагогического процесса.

Проблемы в России

В нашей стране школы, перешедшие на инклюзивную систему образования, сталкиваются с большим количеством проблем. В большинстве школ переход на такую систему произошел скорее формально. После принятия закона «Об образовании» во многих регионах начали закрывать коррекционные и специализированные школы и переводить детей с ОВЗ в обычные общеобразовательные учреждения, совершенно не приспособленные к этому.

Педагогические коллективы многих школ не провели необходимую психологическую работу с учащимися и родителями, которые оказались не готовы к совместному обучению с детьми-инвалидами.

Материально-техническая база школ тоже испытывает зачастую недостатки необходимых ресурсов. Для детей с ограниченными возможностями посещение школы может быть просто физически неудобно.

Недостаток квалифицированных педагогов, психологов, тьюторов, медицинских специалистов привели к тому, что во многих классах дети-инвалиды остаются такими же изгоями, общения с которыми избегают их одноклассники.

В результате многие родители переводят своих детей на дистанционную форму обучения, что часто делает их еще более изолированными от общества.

Мировая практика

В мире уже с 1970 годов внедряют в образовательные учреждения инклюзивную систему. Они работают по принципу, что все дети могут преуспеть в инклюзивной среде. Исследования показывают, что эффективные мировые инклюзивные школы имеют следующие характеристики:

  1. Поддерживающая среда
    Культура и климат школы относятся к атмосфере, ценностям и политике школы. Это приводит к определенным ожиданиям и поведению со стороны сотрудников и учеников. Эффективная школа — это та, которая возлагает большие надежды на своих сотрудников и учащихся, оказывает им поддержку и предоставляет возможности для их участия в более широких школьных условиях.
  2. Позитивные отношения
    Учителя поощряют развитие отношений через свои решения о том, где сидеть ученику в классе. Более формальные действия включают внедрение ролевых моделей и настроек отношений с друзьями. Многие стратегии могут быть использованы для содействия социальной интеграции всех детей.
  3. Чувства компетентности
    Дети должны верить, что они компетентны в чем-то, и уверенными, что они могут добиться успеха. Развивается сильная самооценка во многих областях. Дети могут чувствовать себя компетентными в областях, связанных с их социальными, спортивными, нравственными и творческими способностями и качествами, а также их способностью учиться. Понимая свои сильные стороны, они развивают сильное чувство собственного достоинства и самоуважения.
  4. Возможности участия
    Все дети нуждаются в возможности участвовать в мероприятиях, которые позволяют им понять общественные ожидания. Они могут приобрести физическую и социальную компетенцию, необходимую для работы в их школе, доме и более крупном сообществе. Кроме того, они получают понимание своих сильных сторон и их взаимосвязи с другими.

Особенности законодательства об инклюзивном образовании в Украине

В январе текущего года президентом Украины был подписан законопроект, который подразумевает внесение изменений в определенные законодательные акты Украины относительно образовательного процесса.
По статистике, на территории Украины проживает порядка 6% граждан с ограниченными возможностями (приблизительно 3 миллиона), из которых около 160 тысяч – это дети.

Основной целью законодательства об инклюзивном образовании в Украине – это предоставить равные доступы социальной группе населения ко всему спектру современной цивилизации. Каждый гражданин имеет право свободно передвигаться по населенным пунктам, имеет право на образование и дальнейшее трудоустройство.

Проблемы инклюзивного образования в Украине
Учитывая положительные и отрицательные стороны современного инклюзивного образования, в Украине определяется свой ряд проблем внедрения новых стандартов:

  1. Финансирование – недостаток необходимого технического оборудования, дидактических и бытовых материалов.
  2. Консервативное восприятие родителей здоровых детей – зачастую родители негативно воспринимают перспективу обучения их детей совместно с детьми с ограниченными возможностями.
  3. Информационная неподготовленность учителей и поддержания ими традиционных методов обучения – весь преподавательский состав нужно готовить к инновационным подходам и изменению образовательных стереотипов.

Особенности инклюзии детей с аутистическим синдромом, ЗПР, и с нарушением речи

Ранее «неудобные» дети для медицины и образования с аутистическим синдромом, с задержкой психического и речевого развития теперь имеют полное право погрузиться в полноценную социальную и информационную жизнь. Но, для обучения данной категории учеников существует ряд особенностей.
Дети с аутистическим синдромом, ЗПР и с нарушением речи нуждаются в:

  • наличии индивидуального тьютора;
  • подготовительном дошкольном периоде;
  • регулярном сотрудничестве с психологами для восстановления эмоционального доверительного контакта;
  • минимальных фронтальных навыках обучения;
  • эмоциональных и комфортных условиях обучения;
  • дозированной образовательной нагрузке;
  • четком плане действий и подачи информации;
  • развитии умения познавать и воспринимать окружающий мир;
  • развитии навыков сосуществовать в одном помещении с иными детьми и находить с ними контакт;
  • постепенном расширении образовательного пространства.

Важно, чтобы данная категория детей чувствовала поддержку со стороны всех и школьных специалистов, и родителей, и сверстников

Особенности инклюзии детей с нарушением зрения

Дети с нарушением зрения также нуждаются в особом инклюзивном подходе к образованию:

Важно разработать индивидуальный образовательный план.
Наличие учителя дефектолога (тифлопедагога), который будет проводить ряд коррекционных занятий, таких как: развитие моторики и осязания; ориентирование в пространстве; зрительное восприятие и социально-бытовое ориентирование.
Тесный контакт с педагогом-психологом, основная задача которого разъяснить родителям, учителям и администрации спектр особенностей поведения ученика с проблемами зрения, а также помочь ему адаптироваться в социуме.
Работа с социальным педагогом – обеспечивает помощь как учащемуся, так и родителям в адаптационный период, а также помогает иным родителям начать правильно их воспринимать и принимать.
Дети с нарушением зрения должны по особой программе работать с учителем-логопедом, который поможет решить проблему с речевыми нарушениями (при их наличии).
Каждый ученик с проблемами зрения должен сопровождаться тьютором. Роль тьютора в инклюзивном образовании – непосредственная индивидуальная помощь ученику в период образовательного и адаптационного периода.

Проблемы в России

В России существует ряд проблем, с которыми сталкиваются учебные заведения, перешедшие на образование по инклюзивному стандарту.

  1. Больший процент школ осуществил только формальный переход на данную систему.
  2. По причине внедрения системы в школах, во многих регионах начали активно закрывать специализированные и коррекционные учреждения.
  3. Родители стали переводить детей с оборудованных спец учреждений в совсем не приспособленные школы.
  4. Во многих школах не проводится надлежащим образом психологическая работа с учащимися и с их родителями, которые, как показала практика, вовсе не готовы к тесному учебному сотрудничеству с детьми-инвалидами.
  5. Недостаток материально-технической школьной базы. Некоторые категории учеников с инвалидностью чувствуют ряд неудобств, посещая стандартные школы.
  6. Недостаток компетентных педагогов с необходимыми уровнями знаний и навыков (медицинских работников, тьюторов, психологов и педагогов-воспитателей) привел к тому, что между детьми образовывается социальная пропасть, и учащиеся с умственными и физиологическими недостатками становятся изгоями. Как результат – переведение их на дистанционное обучение, более их изолируя от социума.

Статья в тему: Какие школы для детей с аутизмом в Москве

Требования к режиму организации урока в инклюзивном классе :

Ход урока зависит от того, насколько соприкасаются изучаемые темы у учеников с разными образовательными потребностями, как они усвоили предыдущую тему, какой этап обучения взят за основу (изложение нового материала, повторение пройденного, контроль знаний, умений и навыков).

Если у всех учащихся класса тема общая, то изучение материала ведется фронтально, и дети получают знания того уровня, который определяется их программой. Закрепление и отработка полученных знаний, умений и навыков строятся на разном дидактическом материале, индивидуально подобранном для каждого ученика (карточки, упражнения из учебника, тексты на доске и т.д.).

 Если изучается разный программный материал и совместная работа невозможна, то в таком случае урок выстраивается по следующей структуре: учитель сначала объясняет новый материал по типовым государственным программам, а учащиеся с ограниченными возможностями здоровья в это время выполняют самостоятельную работу, направленную на закрепление ранее изученного.

Далее для закрепления вновь изученного материала учитель дает классу самостоятельную работу, а с группой учащихся, имеющих особенности в развитии, организует работу, предусматривающую анализ выполненного  задания, оказание индивидуальной помощи, дополнительное объяснение и уточнение, объяснение нового материала.

Такое чередование деятельности педагога продолжается в течение всего урока. При необходимости учитель может дополнительно использовать карточки-инструкции, в которых отражен алгоритм действий школьника, приведены различные задания и упражнения

. Такой педагогический прием используется как с детьми с сохранными психофизическими возможностями, так и с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. В зависимости от количества тех и других детей в классе.

 Если учитель не в состоянии уделять много времени на уроке учащемуся с умственной недостаточностью, он может использовать для него карточку с алгоритмом заданий. Или, наоборот, если учитель вынужден отвлечься для объяснения сложной темы для детей с ограниченными возможностями, значит, сильные дети выполняют какие-то задания по карточкам.

Урок должен иметь четкий алгоритм. Привыкая к определенному алгоритму, дети становятся более организованными.

Термины инклюзивного образования

Инклюзивная среда – место, где все учащиеся могут на равных условиях принимать участие в общеобразовательном процессе и мероприятиях.Участники образовательных отношений – педагогические работники, представители администрации учебного заведения, ученики, их родители и иные участники образовательного процесса.Интеграция – социология человека на паритетных основаниях.Коммуникация – процесс обмена чувствами, мыслями и информацией между людьми без стеснения и дискомфорта.Коррекционный педагог – специалист с необходимым спектром знаний, навыков и опыта для работы с детьми-инвалидами.Тьютор – специалист, сопровождающий ученика в период всего образовательного процесса, прямой помощник педагога.

Преимущества и недостатки подобной системы обучения

Многие люди в нашей стране до сих считают, что детям с ограниченными возможностями нельзя учиться в одной школе и тем более в одном классе с обычными детьми. По их мнению, таким детям труднее осваивать школьную программу, они не смогут учиться на хорошие отметки, что будет сказываться на их самооценке.

Еще одно опасение некоторых родителей состоит в том, что в таких школах уровень обучения намного ниже, чем в обычных, так как приспособлен под физические и умственные возможности детей-инвалидов.

Однако, как показывает опыт школ, в которых этот проект уже успешно реализован, зачастую дети-инвалиды учатся не хуже своих сверстников без ограничений по здоровью; а уровень обучения, вовлеченности в образовательный, воспитательный и социальный процессы в инклюзивных классах выше, чем в обычных.

В результате можно выделить такие преимущества инклюзивного обучения:

Дети с ограниченными возможностями могут получить полноценное школьное образование, выбрать себе достойную профессию в будущем и стать самостоятельными полноценными членами общества.
Обучаясь в совместных группах в дошкольных учреждениях и классах в школе, такие они не чувствуют себя чужими и изолированными

У них есть возможность проявлять свои творческие и интеллектуальные способности, участвуя на равных в различных образовательных и развивающих проектах, конкурсах, фестивалях, спортивных соревнованиях.
Не менее важно такое взаимодействие и для здоровых детей. Они становятся более терпимыми, открытыми и общительными, учатся принимать и ценить людей независимо от их отличий и особенностей.

Однако есть у такого образования и его реализации в нашей стране свои недостатки:

  • Отсутствие достаточного финансирования.
  • Недостаточное количество и слабая подготовка педагогических кадров: от квалификации педагога, его способности создавать в классе доверительные, комфортные условия для всех учащихся, зависит успех программы.
  • Слабая материально-техническая база школ, недостаток необходимого оборудования, пособий, технических средств.
  • Плохое оснащение и неприспособленность условий для учеников-инвалидов: отсутствие лифтов, пандусов, перил, специальных средств для слабовидящих учащихся, необходимого медицинского оборудования.
  • Отсутствие в школьном штатном расписании педагогов, способных работать с особыми детьми: сурдопедагогов, логопедов, педиатров, психологов.

Все эти недостатки, к сожалению, приводят к тому, что положительный опыт нескольких школ теряется на фоне общей безрадостной картины.

Как это происходит в мировой практике

В США и ряде европейских стран работы по внедрению смешанной программы обучения начались в середине 70-х годов прошлого столетия. Здесь применялись три подхода, направленные на адаптацию инвалидов в обществе:

  • мейнстриминг — частичное включение детей-инвалидов в общественную деятельность, где они общаются с ровесниками на различных культурно-массовых мероприятиях;
  • интеграция — обучение детей с психофизическими отклонениями в развитии в обычных школах;
  • инклюзия — переоборудование учебных заведений и адаптация школьной программы под потребности детей с ограниченными возможностями.

Проведение последующих исследований в данной области показал, что именно последний вариант является более эффективным и экономически выгодным. В настоящее время европейские и американские школы получают субсидии из государственного бюджета на реализацию инклюзивного образования, поэтому кровно заинтересованы в привлечении большего числа детей-инвалидов, чтобы увеличить размер дотаций.

В России такие программы внедряются в 11 регионах, основываясь на положительном опыте школы смешанного обучения «Ковчег», открытой в 1991 году в Москве.

Посмотрите видео об инклюзивном образовании

Какие имеются цели?

Коррекционно-развивающая работа проводится в первую очередь для того, чтобы оценить всестороннее развитие ребенка, который требует индивидуального подхода. Это нужно для обогащения его социального опыта, чтобы включение в коллектив было более гармоничным. Все мероприятия проводятся с учетом решения некоторых задач

Так, в плане здоровья важно сохранить и укрепить психическое здоровье ребенка, развить ручную моторику, зрительно-пространственную координацию

В рамках социализации важную роль играет обеспечение гармоничного вхождения ребенка с особенными потребностями в коллектив, формирование у него представлений о себе и окружающих, правилах поведения в обществе

Немаловажно и обучение детей-инвалидов с точки зрения коммуникации, художественного творчества, музыки – все это в комплексе позволяет аккуратно вовлекать их в общий образовательный процесс уже с ДОУ

Особенность системы включенного образования в том, что она затрагивает все уровни образования – от детских садов до школ и университетов. Самое главное в этом процессе – создать безбарьерную среду для обучения людей с ограниченными возможностями.

Перспективы инклюзии, какие они

Многие развитые страны уже в полной мере используют весь спектр привилегий ИО в процессе интеграции детей с инвалидностью

Украина и Россия несколько отстает в данном вопросе.
В странах уже принялись развивать общую стратегию для развития системы ИО, и со стороны государств на данном вопросе сконцентрировано отдельное внимание. Для устранения существующих недочетов в работе системы уже привлечены представители академических сообществ, благотворительные фонды, лучшие педагоги специализированных школ

По предварительным прогнозам, уже с 2020 года ИО будет проводиться, начиная с дошкольных заведений и заканчивая трудоустройством. Иными словами, поддержка детей с ограниченными возможностями будет проводиться на всем пути их становления как полноценной части нашего общества.

Инклюзивное образование уже стало частью общей стратегии развития стран, с помощью, которой можно сформировать гуманное общество без социальной напряженности.
Но, инклюзивное образование не в праве полностью заменить коррекционное образование. У родителей должны быть разные варианты с достойными условиями образования.

Этапы диагностики ребенка

Дети-инвалиды требуют особенного подхода к обучению. В связи с этим уже в садах проводится специальная диагностика. Она осуществляется в три ступени:

  1. На первом этапе педагог получает представление о состоянии и развитии ребенка.
  2. На втором этапе проводятся различные мероприятия – беседы, тесты, опросы, анкетирование, которые необходимы для конкретизации и уточнения первого представления.
  3. На последнем этапе обобщаются полученные данные, анализируются, после чего продумывается определенная методика обучения.

В рамках мониторинга подвергается оценке психическое развитие ребенка, состояние его здоровья, степень развития общих способностей. После получения комплекса сведений педагоги оценивают возможность инклюзивного образования.

Технологии инклюзивного образования детей с ОВЗ: без знаний по психологии не обойтись. Как преодолеть поведенческие проблемы?

Интегрировать ребенка с нарушениями в общий класс часто мешает его нестандартное поведение. Это может быть и высокая тревожность с приступами плача, истерики. Могут быть приступы агрессии или аутоагрессии. Навязчивые движения, хождение по классу. Погруженность в себя и низкая способность к диалогу с учителем и ребятами.

Тренинг «Системно-векторная психология» позволяет родителям глубоко понимать причины любых негативных поведенческих симптомов. И дает знания, как устранить их целиком или хотя бы свести к минимуму. Проблема в том, что в основном мы воспитываем своих детей, пытаясь дать им «благо» в нашем собственном понимании. Но психика ребенка может существенно отличаться от материнской.

Например, подвижная и активная мама, желая лучшего, во всем торопит и подгонят своего неторопливого малыша. Но у него другой ритм жизни, другая психика. На ее действия он реагирует еще большим ступором и вязкостью мышления. Со временем становится упрямым и агрессивным. Формируется устойчивый негативный сценарий поведения, который мешает интегрировать ребенка в общество.

Или, например, эмоциональная, впечатлительная мама постоянно «щебечет», фонтанирует чувствами — ее ребенок-интроверт еще глубже уходит в себя, отстраняется от контакта. Для его чувствительного уха непереносимы громкие звуки и эмоциональный прессинг.

Очень сильное воздействие на ребенка имеет и состояние мамы. Даже если она крепится из последних сил, но в душе страдает от депрессии, одиночества, обид или страхов — это неизбежно скажется на ребенке. Причина в том, что до 16 лет психика ребенка имеет тесную связь с материнской. Только при хорошем психологическом состоянии мамы ребенок получает необходимое ему для развития чувство защищенности и безопасности.

Тренинг «Системно-векторная психология» дает маме возможность избавиться от любых негативных состояний, и это в корне меняет состояние ребенка к лучшему. Кроме того, когда вы глубоко понимаете психику ребенка, то выбираете именно такую модель воспитания, которая учитывает все его особенности. И «проблемное поведение» сходит на нет.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий