Классификация и виды отклонений в развитии и поведении детей
- дети с нарушениями слуха и зрения
Глухие, слабослышащие,
Слепые, – слабовидящие дети.
2. относятся умственно отсталые дети и дети с ЗПР
– Умственно отсталые: олигофрении и деменции
– Задержка психического развития ( ЗПР)
(незрелость эмоционально-волевой сферы. Иначе говоря, такому ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. А отсюда неизбежно появляются нарушения внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость, + повышенная двигательная и речевая активность)
Дети с ЗПР делятся на 4 группы:
а)Первый тип – ЗПР конституционального происхождения(ярко выраженная незрелость эмоционально-волевой сферы, которая находится как бы на более ранней ступени развития.)
б)Второй тип – соматогенного происхождения – относятся ослабленные, часто болеющие дети.
в) Третий тип -ЗПР психогенного происхождения(Причиной этого типа ЗПР становятся неблагополучные ситуации в семье, проблемное воспитание, 13 психические травмы.)
г) Четвертый тип ЗПР церебрально-органического происхождения.
3. дети с ТНР (логопаты).
– нарушения устной речи (дисфония, брадилалия, тахилалия, заикание, дислалия, ринолалия, дизартрия, алалия, афазия);
– нарушения письменной речи (дислексия, дисграфия).
4. дети с нарушениями опорно-двигательной системы –ДЦП
5. дети с комбинированными дефектами
(дети со смешанными (сложными) дефектами: – умственно отсталые неслышащие или слабослышащие дети; – умственно отсталые слабовидящие или незрячие дети; – слепоглухонемые дети и т. п.
6. дети с искаженным развитием – психопатией (стойкий дисгармонический склад психики), с патологией влечений.
Как видно из этой классификации, большинство детей с ОВЗ имеют возможность обучатся в общеобразовательных учебных заведениях( и частично уже обучаются).
«Если слепой или глухой ребенок достигает в развитии того же, что и нормальный, то дети с дефектом достигают этого иным способом, на ином пути, иными средствами, и для педагога особенно важно знать своеобразие пути, по которому он должен повести ребенка», — писал в связи с этим Л.С
Выготский , «Именно для того, чтобы дефективный ребенок мог достичь того же, что и нормальный, следует применять совершенно особые средства» .
Принципы инклюзии
Инклюзивное образование детей охватывает глубокие аспекты современного развития школы. В данном процессе важную роль играет право ребенка на образование, в соответствии с чем создается особенная среда, максимально адаптированная под конкретные особенности лиц. Для детей с определенными отклонения в развитии инклюзив предполагает создание образовательной среды, в которую будет вовлечен каждый. Как следствие, при таком типе образования реализуется несколько принципов:
- Образование имеет равную ценность для всех учеников и педагогов.
- Все учащиеся должны быть одинаково вовлеченными как в учебный процесс, так и в культурную жизнь школы.
- Методика обучения должна быть реструктурирована таким образом, чтобы оно отвечало потребностям каждого ребенка.
- Перед детьми не должно быть никаких барьеров для получения знаний.
- Все различия между учениками должны отражаться в ресурсах педагогического процесса.
Проблемы в России
В нашей стране школы, перешедшие на инклюзивную систему образования, сталкиваются с большим количеством проблем. В большинстве школ переход на такую систему произошел скорее формально. После принятия закона «Об образовании» во многих регионах начали закрывать коррекционные и специализированные школы и переводить детей с ОВЗ в обычные общеобразовательные учреждения, совершенно не приспособленные к этому.
Педагогические коллективы многих школ не провели необходимую психологическую работу с учащимися и родителями, которые оказались не готовы к совместному обучению с детьми-инвалидами.
Материально-техническая база школ тоже испытывает зачастую недостатки необходимых ресурсов. Для детей с ограниченными возможностями посещение школы может быть просто физически неудобно.
Недостаток квалифицированных педагогов, психологов, тьюторов, медицинских специалистов привели к тому, что во многих классах дети-инвалиды остаются такими же изгоями, общения с которыми избегают их одноклассники.
В результате многие родители переводят своих детей на дистанционную форму обучения, что часто делает их еще более изолированными от общества.
Мировая практика
В мире уже с 1970 годов внедряют в образовательные учреждения инклюзивную систему. Они работают по принципу, что все дети могут преуспеть в инклюзивной среде. Исследования показывают, что эффективные мировые инклюзивные школы имеют следующие характеристики:
- Поддерживающая среда
Культура и климат школы относятся к атмосфере, ценностям и политике школы. Это приводит к определенным ожиданиям и поведению со стороны сотрудников и учеников. Эффективная школа — это та, которая возлагает большие надежды на своих сотрудников и учащихся, оказывает им поддержку и предоставляет возможности для их участия в более широких школьных условиях. - Позитивные отношения
Учителя поощряют развитие отношений через свои решения о том, где сидеть ученику в классе. Более формальные действия включают внедрение ролевых моделей и настроек отношений с друзьями. Многие стратегии могут быть использованы для содействия социальной интеграции всех детей. - Чувства компетентности
Дети должны верить, что они компетентны в чем-то, и уверенными, что они могут добиться успеха. Развивается сильная самооценка во многих областях. Дети могут чувствовать себя компетентными в областях, связанных с их социальными, спортивными, нравственными и творческими способностями и качествами, а также их способностью учиться. Понимая свои сильные стороны, они развивают сильное чувство собственного достоинства и самоуважения. - Возможности участия
Все дети нуждаются в возможности участвовать в мероприятиях, которые позволяют им понять общественные ожидания. Они могут приобрести физическую и социальную компетенцию, необходимую для работы в их школе, доме и более крупном сообществе. Кроме того, они получают понимание своих сильных сторон и их взаимосвязи с другими.
Особенности законодательства об инклюзивном образовании в Украине
В январе текущего года президентом Украины был подписан законопроект, который подразумевает внесение изменений в определенные законодательные акты Украины относительно образовательного процесса.
По статистике, на территории Украины проживает порядка 6% граждан с ограниченными возможностями (приблизительно 3 миллиона), из которых около 160 тысяч – это дети.
Основной целью законодательства об инклюзивном образовании в Украине – это предоставить равные доступы социальной группе населения ко всему спектру современной цивилизации. Каждый гражданин имеет право свободно передвигаться по населенным пунктам, имеет право на образование и дальнейшее трудоустройство.
Проблемы инклюзивного образования в Украине
Учитывая положительные и отрицательные стороны современного инклюзивного образования, в Украине определяется свой ряд проблем внедрения новых стандартов:
- Финансирование – недостаток необходимого технического оборудования, дидактических и бытовых материалов.
- Консервативное восприятие родителей здоровых детей – зачастую родители негативно воспринимают перспективу обучения их детей совместно с детьми с ограниченными возможностями.
- Информационная неподготовленность учителей и поддержания ими традиционных методов обучения – весь преподавательский состав нужно готовить к инновационным подходам и изменению образовательных стереотипов.
Особенности инклюзии детей с аутистическим синдромом, ЗПР, и с нарушением речи
Ранее «неудобные» дети для медицины и образования с аутистическим синдромом, с задержкой психического и речевого развития теперь имеют полное право погрузиться в полноценную социальную и информационную жизнь. Но, для обучения данной категории учеников существует ряд особенностей.
Дети с аутистическим синдромом, ЗПР и с нарушением речи нуждаются в:
- наличии индивидуального тьютора;
- подготовительном дошкольном периоде;
- регулярном сотрудничестве с психологами для восстановления эмоционального доверительного контакта;
- минимальных фронтальных навыках обучения;
- эмоциональных и комфортных условиях обучения;
- дозированной образовательной нагрузке;
- четком плане действий и подачи информации;
- развитии умения познавать и воспринимать окружающий мир;
- развитии навыков сосуществовать в одном помещении с иными детьми и находить с ними контакт;
- постепенном расширении образовательного пространства.
Важно, чтобы данная категория детей чувствовала поддержку со стороны всех и школьных специалистов, и родителей, и сверстников
Особенности инклюзии детей с нарушением зрения
Дети с нарушением зрения также нуждаются в особом инклюзивном подходе к образованию:
Важно разработать индивидуальный образовательный план.
Наличие учителя дефектолога (тифлопедагога), который будет проводить ряд коррекционных занятий, таких как: развитие моторики и осязания; ориентирование в пространстве; зрительное восприятие и социально-бытовое ориентирование.
Тесный контакт с педагогом-психологом, основная задача которого разъяснить родителям, учителям и администрации спектр особенностей поведения ученика с проблемами зрения, а также помочь ему адаптироваться в социуме.
Работа с социальным педагогом – обеспечивает помощь как учащемуся, так и родителям в адаптационный период, а также помогает иным родителям начать правильно их воспринимать и принимать.
Дети с нарушением зрения должны по особой программе работать с учителем-логопедом, который поможет решить проблему с речевыми нарушениями (при их наличии).
Каждый ученик с проблемами зрения должен сопровождаться тьютором. Роль тьютора в инклюзивном образовании – непосредственная индивидуальная помощь ученику в период образовательного и адаптационного периода.
Проблемы в России
В России существует ряд проблем, с которыми сталкиваются учебные заведения, перешедшие на образование по инклюзивному стандарту.
- Больший процент школ осуществил только формальный переход на данную систему.
- По причине внедрения системы в школах, во многих регионах начали активно закрывать специализированные и коррекционные учреждения.
- Родители стали переводить детей с оборудованных спец учреждений в совсем не приспособленные школы.
- Во многих школах не проводится надлежащим образом психологическая работа с учащимися и с их родителями, которые, как показала практика, вовсе не готовы к тесному учебному сотрудничеству с детьми-инвалидами.
- Недостаток материально-технической школьной базы. Некоторые категории учеников с инвалидностью чувствуют ряд неудобств, посещая стандартные школы.
- Недостаток компетентных педагогов с необходимыми уровнями знаний и навыков (медицинских работников, тьюторов, психологов и педагогов-воспитателей) привел к тому, что между детьми образовывается социальная пропасть, и учащиеся с умственными и физиологическими недостатками становятся изгоями. Как результат – переведение их на дистанционное обучение, более их изолируя от социума.
Статья в тему: Какие школы для детей с аутизмом в Москве
Требования к режиму организации урока в инклюзивном классе :
Ход урока зависит от того, насколько соприкасаются изучаемые темы у учеников с разными образовательными потребностями, как они усвоили предыдущую тему, какой этап обучения взят за основу (изложение нового материала, повторение пройденного, контроль знаний, умений и навыков).
Если у всех учащихся класса тема общая, то изучение материала ведется фронтально, и дети получают знания того уровня, который определяется их программой. Закрепление и отработка полученных знаний, умений и навыков строятся на разном дидактическом материале, индивидуально подобранном для каждого ученика (карточки, упражнения из учебника, тексты на доске и т.д.).
Если изучается разный программный материал и совместная работа невозможна, то в таком случае урок выстраивается по следующей структуре: учитель сначала объясняет новый материал по типовым государственным программам, а учащиеся с ограниченными возможностями здоровья в это время выполняют самостоятельную работу, направленную на закрепление ранее изученного.
Далее для закрепления вновь изученного материала учитель дает классу самостоятельную работу, а с группой учащихся, имеющих особенности в развитии, организует работу, предусматривающую анализ выполненного задания, оказание индивидуальной помощи, дополнительное объяснение и уточнение, объяснение нового материала.
Такое чередование деятельности педагога продолжается в течение всего урока. При необходимости учитель может дополнительно использовать карточки-инструкции, в которых отражен алгоритм действий школьника, приведены различные задания и упражнения
. Такой педагогический прием используется как с детьми с сохранными психофизическими возможностями, так и с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. В зависимости от количества тех и других детей в классе.
Если учитель не в состоянии уделять много времени на уроке учащемуся с умственной недостаточностью, он может использовать для него карточку с алгоритмом заданий. Или, наоборот, если учитель вынужден отвлечься для объяснения сложной темы для детей с ограниченными возможностями, значит, сильные дети выполняют какие-то задания по карточкам.
Урок должен иметь четкий алгоритм. Привыкая к определенному алгоритму, дети становятся более организованными.
Термины инклюзивного образования
Инклюзивная среда – место, где все учащиеся могут на равных условиях принимать участие в общеобразовательном процессе и мероприятиях.Участники образовательных отношений – педагогические работники, представители администрации учебного заведения, ученики, их родители и иные участники образовательного процесса.Интеграция – социология человека на паритетных основаниях.Коммуникация – процесс обмена чувствами, мыслями и информацией между людьми без стеснения и дискомфорта.Коррекционный педагог – специалист с необходимым спектром знаний, навыков и опыта для работы с детьми-инвалидами.Тьютор – специалист, сопровождающий ученика в период всего образовательного процесса, прямой помощник педагога.
Преимущества и недостатки подобной системы обучения
Многие люди в нашей стране до сих считают, что детям с ограниченными возможностями нельзя учиться в одной школе и тем более в одном классе с обычными детьми. По их мнению, таким детям труднее осваивать школьную программу, они не смогут учиться на хорошие отметки, что будет сказываться на их самооценке.
Еще одно опасение некоторых родителей состоит в том, что в таких школах уровень обучения намного ниже, чем в обычных, так как приспособлен под физические и умственные возможности детей-инвалидов.
Однако, как показывает опыт школ, в которых этот проект уже успешно реализован, зачастую дети-инвалиды учатся не хуже своих сверстников без ограничений по здоровью; а уровень обучения, вовлеченности в образовательный, воспитательный и социальный процессы в инклюзивных классах выше, чем в обычных.
В результате можно выделить такие преимущества инклюзивного обучения:
Дети с ограниченными возможностями могут получить полноценное школьное образование, выбрать себе достойную профессию в будущем и стать самостоятельными полноценными членами общества.
Обучаясь в совместных группах в дошкольных учреждениях и классах в школе, такие они не чувствуют себя чужими и изолированными
У них есть возможность проявлять свои творческие и интеллектуальные способности, участвуя на равных в различных образовательных и развивающих проектах, конкурсах, фестивалях, спортивных соревнованиях.
Не менее важно такое взаимодействие и для здоровых детей. Они становятся более терпимыми, открытыми и общительными, учатся принимать и ценить людей независимо от их отличий и особенностей.
Однако есть у такого образования и его реализации в нашей стране свои недостатки:
- Отсутствие достаточного финансирования.
- Недостаточное количество и слабая подготовка педагогических кадров: от квалификации педагога, его способности создавать в классе доверительные, комфортные условия для всех учащихся, зависит успех программы.
- Слабая материально-техническая база школ, недостаток необходимого оборудования, пособий, технических средств.
- Плохое оснащение и неприспособленность условий для учеников-инвалидов: отсутствие лифтов, пандусов, перил, специальных средств для слабовидящих учащихся, необходимого медицинского оборудования.
- Отсутствие в школьном штатном расписании педагогов, способных работать с особыми детьми: сурдопедагогов, логопедов, педиатров, психологов.
Все эти недостатки, к сожалению, приводят к тому, что положительный опыт нескольких школ теряется на фоне общей безрадостной картины.
Как это происходит в мировой практике
В США и ряде европейских стран работы по внедрению смешанной программы обучения начались в середине 70-х годов прошлого столетия. Здесь применялись три подхода, направленные на адаптацию инвалидов в обществе:
- мейнстриминг — частичное включение детей-инвалидов в общественную деятельность, где они общаются с ровесниками на различных культурно-массовых мероприятиях;
- интеграция — обучение детей с психофизическими отклонениями в развитии в обычных школах;
- инклюзия — переоборудование учебных заведений и адаптация школьной программы под потребности детей с ограниченными возможностями.
Проведение последующих исследований в данной области показал, что именно последний вариант является более эффективным и экономически выгодным. В настоящее время европейские и американские школы получают субсидии из государственного бюджета на реализацию инклюзивного образования, поэтому кровно заинтересованы в привлечении большего числа детей-инвалидов, чтобы увеличить размер дотаций.
В России такие программы внедряются в 11 регионах, основываясь на положительном опыте школы смешанного обучения «Ковчег», открытой в 1991 году в Москве.
Посмотрите видео об инклюзивном образовании
Какие имеются цели?
Коррекционно-развивающая работа проводится в первую очередь для того, чтобы оценить всестороннее развитие ребенка, который требует индивидуального подхода. Это нужно для обогащения его социального опыта, чтобы включение в коллектив было более гармоничным. Все мероприятия проводятся с учетом решения некоторых задач
Так, в плане здоровья важно сохранить и укрепить психическое здоровье ребенка, развить ручную моторику, зрительно-пространственную координацию
В рамках социализации важную роль играет обеспечение гармоничного вхождения ребенка с особенными потребностями в коллектив, формирование у него представлений о себе и окружающих, правилах поведения в обществе
Немаловажно и обучение детей-инвалидов с точки зрения коммуникации, художественного творчества, музыки – все это в комплексе позволяет аккуратно вовлекать их в общий образовательный процесс уже с ДОУ
Особенность системы включенного образования в том, что она затрагивает все уровни образования – от детских садов до школ и университетов. Самое главное в этом процессе – создать безбарьерную среду для обучения людей с ограниченными возможностями.
Перспективы инклюзии, какие они
Многие развитые страны уже в полной мере используют весь спектр привилегий ИО в процессе интеграции детей с инвалидностью
Украина и Россия несколько отстает в данном вопросе.
В странах уже принялись развивать общую стратегию для развития системы ИО, и со стороны государств на данном вопросе сконцентрировано отдельное внимание. Для устранения существующих недочетов в работе системы уже привлечены представители академических сообществ, благотворительные фонды, лучшие педагоги специализированных школ
По предварительным прогнозам, уже с 2020 года ИО будет проводиться, начиная с дошкольных заведений и заканчивая трудоустройством. Иными словами, поддержка детей с ограниченными возможностями будет проводиться на всем пути их становления как полноценной части нашего общества.
Инклюзивное образование уже стало частью общей стратегии развития стран, с помощью, которой можно сформировать гуманное общество без социальной напряженности.
Но, инклюзивное образование не в праве полностью заменить коррекционное образование. У родителей должны быть разные варианты с достойными условиями образования.
Этапы диагностики ребенка
Дети-инвалиды требуют особенного подхода к обучению. В связи с этим уже в садах проводится специальная диагностика. Она осуществляется в три ступени:
- На первом этапе педагог получает представление о состоянии и развитии ребенка.
- На втором этапе проводятся различные мероприятия – беседы, тесты, опросы, анкетирование, которые необходимы для конкретизации и уточнения первого представления.
- На последнем этапе обобщаются полученные данные, анализируются, после чего продумывается определенная методика обучения.
В рамках мониторинга подвергается оценке психическое развитие ребенка, состояние его здоровья, степень развития общих способностей. После получения комплекса сведений педагоги оценивают возможность инклюзивного образования.
Технологии инклюзивного образования детей с ОВЗ: без знаний по психологии не обойтись. Как преодолеть поведенческие проблемы?
Интегрировать ребенка с нарушениями в общий класс часто мешает его нестандартное поведение. Это может быть и высокая тревожность с приступами плача, истерики. Могут быть приступы агрессии или аутоагрессии. Навязчивые движения, хождение по классу. Погруженность в себя и низкая способность к диалогу с учителем и ребятами.
Тренинг «Системно-векторная психология» позволяет родителям глубоко понимать причины любых негативных поведенческих симптомов. И дает знания, как устранить их целиком или хотя бы свести к минимуму. Проблема в том, что в основном мы воспитываем своих детей, пытаясь дать им «благо» в нашем собственном понимании. Но психика ребенка может существенно отличаться от материнской.
Например, подвижная и активная мама, желая лучшего, во всем торопит и подгонят своего неторопливого малыша. Но у него другой ритм жизни, другая психика. На ее действия он реагирует еще большим ступором и вязкостью мышления. Со временем становится упрямым и агрессивным. Формируется устойчивый негативный сценарий поведения, который мешает интегрировать ребенка в общество.
Или, например, эмоциональная, впечатлительная мама постоянно «щебечет», фонтанирует чувствами — ее ребенок-интроверт еще глубже уходит в себя, отстраняется от контакта. Для его чувствительного уха непереносимы громкие звуки и эмоциональный прессинг.
Очень сильное воздействие на ребенка имеет и состояние мамы. Даже если она крепится из последних сил, но в душе страдает от депрессии, одиночества, обид или страхов — это неизбежно скажется на ребенке. Причина в том, что до 16 лет психика ребенка имеет тесную связь с материнской. Только при хорошем психологическом состоянии мамы ребенок получает необходимое ему для развития чувство защищенности и безопасности.
Тренинг «Системно-векторная психология» дает маме возможность избавиться от любых негативных состояний, и это в корне меняет состояние ребенка к лучшему. Кроме того, когда вы глубоко понимаете психику ребенка, то выбираете именно такую модель воспитания, которая учитывает все его особенности. И «проблемное поведение» сходит на нет.