Поиск

Возможности профессионального обучения инвалидов в учреждениях спо

Какие виды обучения на дому бывают?

Вот три основные модели, предусмотренные законом РФ:

  1. Надомное образование – обучение на дому по состоянию здоровья. В этом случае речь идет об организации учебы ребенка, имеющего проблемы со здоровьем. Как отмечалось выше, перечень заболеваний установлен законодательно, а само заключение о необходимости надомной формы выдается медицинским учреждением. Для того чтобы организовать обучение ребенка-инвалида на дому, разрабатывается индивидуальная программа, семье предоставляется вся необходимая литература, а также услуги преподавателей. После сдачи всех испытаний выдаются требуемые аттестаты государственного образца о завершении конкретной ступени образования.
  2. Семейное обучение. Сегодня родители могут выбирать форму образования семейного типа. Основанием для этого выступает исключительно желание самих родителей и ребенка. Решение выносится после написания соответствующего заявления на имя директора. Семейный вариант предполагает соблюдение школьной программы и прохождение промежуточной и итоговой аттестации, включая ГИА и ЕГЭ. Подходы к организации семейного обучения могут быть разными. Родители могут нанимать учителей со стороны, договариваться с преподавателями курирующей школы или самостоятельно обеспечивать образовании детей. Для перевода на образование этого типа требуется заключение договора о семейном обучении между родителями и школой. Обязательным условием такой формы является регулярное подтверждение ребенком уровня знаний, позволяющего продолжить процесс. Если в ходе аттестации выяснится, что успеваемость ученика не соответствует требованиям, договор разрывается и семье предлагается перевести ребенка на стандартную очную форму учебы[].
  3. Экстернат (самостоятельное обучение). Может относиться как к одному, так и к нескольким предметам. Предполагает самостоятельное обучение, при котором также осваивается школьная программа. Часто экстернат предполагает сдачу экзаменов с опережением (можно сдавать экзамены на три года вперед). Если экстерн не сдает более двух экзаменов подряд или не является на аттестацию без уважительной причины, его отчисляют[].

Поскольку экстернат и семейное обучение – это формы, которые предполагают добровольный выбор, причиной для такого решения может быть что угодно. Это и более комфортные условия дома (по сравнению со школой), и склонность ребенка к определенным дисциплинам вместе с желанием развиваться в конкретной области и уделять соответствующим предметам больше времени. Также такие формы образования выбираются, если у школьника есть дополнительные занятия, которые для него являются определяющими в жизни: спорт, музыка, танцы, изобразительное искусство или что-либо другое. В данном случае учеба вне посещения занятий в обычной школе позволяет сформировать гибкий график уроков. Это обеспечивает возможность совмещать изучение общеобразовательного курса с тренировками, участием в соревнованиях и конкурсах и другими видами деятельности. При выборе любого варианта обучения (если он отличается от стандартного) рекомендуется предварительно проконсультироваться с представителями школы, её администрацией о нюансах перевода на такую форму учебы в конкретном учреждении.

Аттестация знаний перед поступлением в школу

Каждому ребенку-инвалиду перед поступлением в школу рекомендовано пройти тестирование специальной комиссии.

В ее состав должны быть включены следующие специалисты:

  1. Педагог-психолог вне зависимости от причины инвалидности будущего ученика.
  2. Педагог-дефектолог, специализирующийся по заболеванию ребенка-инвалида: невролог, офтальмолог, ЛОР, ортопед, психиатр.
  3. Логопед.
  4. Социальный педагог.

Высока вероятность того, что ребенок может испугаться такого количества совершенно незнакомых людей, поэтому присутствие родителей при аттестации обязательно.

Важно! Комиссия может происходить только по письменному согласию родителей. От нее представителям интересов ребенка-инвалида можно отказаться

Решение комиссии, проведенной без согласия, будет признана недействительной.

Комиссия квалифицированных специалистов редко выносит вердикт: «к обучению не годен». Но именно благодаря заключению профессионалов возможно подобрать формат обучения и адаптировать учебное место под особые нужды ребенка.

Льготы на технику и программное обеспечение

Постоянную скидку на технику студентам предлагает только магазин «Эпл». В других местах скидку можно получить время от времени. Большую часть акций магазины техники стараются приурочить к Первому сентября и Дню студента.

Зато студенты могут бесплатно или с большой скидкой скачать софт из интернета.

Программы «Микрософт». Студенты могут бесплатно скачать:

  1. Ворд, эксель и пауэрпоинт из Office 365.
  2. Платформу для прототипирования интерфейсов Axure.

Чтобы все это получить, должна быть электронная почта в домене учебного заведения.

Программы для дизайнеров и проектировщиков. Студентам доступна скидка 46% на 22 приложения для дизайнеров и разработчиков из Creative Сloud, включая «Фотошоп», «Иллюстратор» и «Индизайн».

В Autodesk студентам предоставляют бесплатный доступ к программам для проектирования и 3Д-моделирования, включая Autocad и 3ds Max.

Подписка на музыку. Подписка на «Эпл-мьюзик» для студентов стоит 75 Р вместо 169 Р.  — 75 Р вместо 149 Р.

Хранилище для заметок. Популярный электронный органайзер «Эверноут» студенты могут скачать со скидкой 50%. Notion — бесплатно.

Если на сайте производителей техники или ПО не указаны скидки для студентов, не забудьте спросить о них самостоятельно.

Перечень привилегий для инвалидов

В Российской Федерации установлены преференции и льготы для инвалидов. Родители детей с ограничениями по здоровью могут рассчитывать на следующие привилегии:

  • Прием малыша в детский садик без соблюдения очередности. Для этого необходимо подать заявление и приложить к нему справку МСЭ.
  • Снижение размера взноса за посещение малышом дошкольного учреждения. Данная привилегия предоставляется не во всех субъектах страны, на основании решений региональных властей.
  • Компенсацию за учебу несовершеннолетнего в домашних условиях. По нормам закона на учебу всех несовершеннолетних с возраста 6 лет и 6 месяцев бюджет выделяет средства. Если родители нанимают специалиста для занятий с ребенком, региональные власти могут компенсировать затраты на получение семейного образования. Не в каждом субъекте страны принят соответствующий закон, а значит местные власти могут компенсировать получение образования дома, а могут и не делать этого. На сегодняшний день такая программа принята в Пермского крае, Омской области, Свердловской области, Москве.
  • Комплексную реабилитацию ребенка в образовательном учреждении. В том числе, специалисты организуют работу по социализации ребенка. То есть помогают ему наладить хорошие взаимоотношения со сверстниками.
  • Льготу при поступлении молодого человека в ВУЗ. Абитуриенты с инвалидностью зачисляются на первый курс вне конкурса в пределах установленной квоты, если успешно сдали вступительные испытания. Кроме того, инвалиды I и II групп, дети-инвалиды имеют право на прием на подготовительные отделения в федеральные ВУЗы. Для получения преференции необходимо указать льготную категорию в заявлении на поступление в ВУЗ. К документу прилагается справка МСЭ о назначении группы инвалидности. Льгота распространяется на детей-инвалидов, инвалидов i и II групп, инвалидов с детства.

Внимание: преференция по зачислению в ВУЗ вне конкурса может быть использована только один раз в жизни.Важно: в июне 2018 г. инвалиды получили новые привилегии при поступлении в ВУЗ. Теперь они могут подавать документы по квоте одновременно в 5 учебных заведений сразу по 3 разным направлениям

Ранее они могли сделать только в рамках 1-го ВУЗа и 1-го направления

Теперь они могут подавать документы по квоте одновременно в 5 учебных заведений сразу по 3 разным направлениям. Ранее они могли сделать только в рамках 1-го ВУЗа и 1-го направления.

Предоставление льгот при поступлении в колледж и ВУЗ

Вот основные преимущества, которые есть у инвалидов при получении профессионального образования:

  • при одинаковом количестве набранных баллов предпочтение отдается инвалиду;
  • бесплатное питание;
  • компенсация стоимости обучения до 100%;
  • получение дополнительного времени для сдачи вступительных экзаменов (не более 1,5 часов);
  • компенсация затрат на канцелярию.

Инвалиды должны проходить обучение вместе со всеми после окончания школы. Форма права в России изъявительная, поэтому о правах необходимо заявлять.

При их нарушении стоит обращаться в ответственные структуры. Практикующие юристы всегда готовы помочь написать претензию в соответствии с действующими требованиями.

Специальные профессиональные образовательные учреждения для инвалидов?

На основании приказа Минобразования РФ от 24 мая 2004 г. № 2356 «О федеральных головных и окружных учебно-методических центрах по обучению инвалидов» для профессионального обучения инвалидов создана система образовательных учреждений, включающих в себя:

Федеральные головные центры по обучению инвалидов

  • по обучению инвалидов, имеющих нарушение слуха, – государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования “Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана”;

  • по обучению инвалидов, имеющих нарушение опорно-двигательного аппарата, – государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования “Московский государственный гуманитарный институт-интернат”;

  • по обучению инвалидов, имеющих нарушение зрения, – государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования “Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена” (г. Санкт-Петербург);

  • по непрерывному профессиональному образованию инвалидов, имеющих нарушения развития разной этиологии, – государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования “Новосибирский государственный технический университет”;

  • по обучению инвалидов, имеющих нарушения развития разной этиологии, по педагогическим специальностям – государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования “Московский педагогический государственный университет”.

Право на образование

Независимо от того, определен ли факт наличия инвалидности, статуса ветерана или иного звания, отличающего человека, субъект наделен возможностью получать профессиональное образование, а также обязан проходить дошкольные и школьные программы обучения. Установление у лица каких-либо отклонений не может стать причиной упразднения такого права.

Инвалид, согласно Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 07.03.2018) “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”, — человек с заболеваниями, травмами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и самостоятельного удовлетворения потребностей. Поэтому такие лица требуют специального подхода, обеспечения для них отдельных условий при реализации предусмотренных законом прав, в частности на получение образования.

В первую очередь, право на дистанционное обучение для инвалидов, образование в школе или на дому, при других условиях закрепляется в международном акте «Конвенция по правам инвалидов», которым должны соответствовать нормы федерального законодательства. Указанный пакт предполагает следующие положения относительно получения инвалидами образования:

  • недопустимо исключать инвалида по причине отклонений из системы образования;
  • обеспечение доступа к бесплатному общему образованию, а также среднему и высшему по месту проживания;
  • организация условий, которые делали бы комфортным обучение согласно индивидуальным потребностям инвалида;
  • поддержка инвалидной группы лиц на всех этапах получения образования;
  • организация обстановки, которая помогала бы инвалиду при получении знаний (домашние условия, специальные учреждения, дистанционный характер обучения, заочный режим и так далее).

Опираясь на международные принципы, Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 07.03.2018) “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” (статья 19) формирует направления при обеспечении учебы инвалидам:

  • обеспечение условий для использования инвалидами прав наравне с другими гражданами в части получения образования;
  • способствование развитию личности, адаптации, реабилитации, в особенности при обучении детей-инвалидов;
  • интеграция лиц с отклонениями в общество, развитие социальных, коммуникативных возможностей.

Наличие ограничений для указанной категории населения в период прохождения обучения считается прямым нарушением конституционных прав, что недопустимо и дает возможность инвалидам обращаться в уполномоченные органы для защиты собственных интересов.

Домашнее обучение детей-инвалидов

В соответствии с законодательством России каждый ребенок имеет право на семейную форму обучения. Если родители выбирают домашнее образование собственными силами, они как никто другой с заботой могут помочь ребенку получить необходимые знания. При этом, к сожалению, упускаются возможности для социализации ребенка, в том числе развитию его умения взаимодействовать с окружающими людьми. Поэтому родители ищут возможности для того, чтобы ребенка посещали учителя и сверстники.

При этом очень часто как раз поиск квалифицированных преподавателей становится большой проблемой. Оптимальным выходом из этой ситуации становится дистанционное обучение. Оно становится полноценным аналогом школьному образованию, но может осуществляться в домашних условиях. Возможности современных онлайн-систем позволяют преподавателям «присутствовать» в комнате ребенка без всяких хлопот для него и родителей.

Как студенту оформить и получить льготы

  1. Главная проблема получения любых льгот — узнать об их существовании. Благодаря системе ЕГИССО — Единой государственной информационной системе социального обеспечения — можно подобрать льготы в своем регионе. Пока система работает странно. Например, в Москве показывает только скидки на проезд, а в Московской области — все вплоть до именных стипендий губернатора.
  2. Большинство социальных льгот студенты могут оформить через вуз. Там же подскажут, какие документы понадобятся.
  3. Узнать, как принять участие в том или ином конкурсе на стипендию, можно в деканате или на кафедрах.
  4. Льготную путевку в оздоровительный лагерь можно заказать в студенческом профсоюзе.
  5. Информация о налоговых вычетах доступна на сайте налоговой.

Программа трудоустройства инвалидов

Непосредственное трудоустройство и профессиональное обучение инвалидов обеспечивается специальной государственной программой гарантий, в которую в частности, входят:

  • законодательно установленные квоты по приёму на работу субъектов, являющихся инвалидами;
  • осуществление резервирование рабочих мест по специальностям, которые наиболее подходят для эффективного трудоустройства субъектов, являющихся инвалидами;
  • создание данной категории субъектов, необходимых условий для осуществления трудовой деятельности в соответствии с индивидуально разработанной программой реабилитации;

Кроме того, активно используются разного рода меры экономического стимулирования, в число которых, например, входят:

  • проведение льготной кредитно-финансовой политики по отношению к спецпредприятиям, на которых используется труд инвалидов;
  • стимулирование формирования предприятиями разного рода рабочих мест дополнительного типа, для осуществления трудоустройства субъектов, являющихся инвалидами;

  • создание необходимых условий для осуществления данной категорией субъектов активной предпринимательской деятельности.

Как сейчас можно организовать надомное обучение ребенка-инвалида?

Первый вариант – это индивидуальное обучение на дому при участии учителей из курирующей школы. Программа, разработанная для ребенка, устанавливает нюансы этого процесса: изучаемые предметы, количество часов по ним, преподаватели. Но существуют и другие варианты организации надомного обучения. Родители могут самостоятельно обучать своих детей, нанять репетиторов или воспользоваться возможностями систем дистанционного обучения.

При самостоятельном обучении родители должны иметь для этого необходимые знания и хорошее образование. Более того, не помешает иметь педагогические навыки. Процесс работы с ребенком по ряду дисциплин отличается сложностью и многогранностью. Нужно уметь выстраивать план учебы, объяснять все темы, выявлять ошибки у ученика, помогать их исправлять. Родителям может быть трудно объяснить ребенку нюансы всех сложных школьных предметов – алгебры, химии, физики и других. Лучше, если этим займутся специалисты. Репетиторы могут быть одним из вариантов решения вопроса, но они также далеко не всегда являются идеальным выбором. Плюсы такого решения в том, что ребенок будет общаться с квалифицированными преподавателями, получая все необходимые знания. Минусы – в высокой стоимости почасовой оплаты услуг, а также в довольно ограниченных по времени занятиях. Нанять репетиторов сразу по нескольким предметам – это слишком дорогая возможность для большинства семей.

Один из самых удобных вариантов для домашнего образования – дистанционная учеба. Однако лучше не выбирать уроки с отдельными преподавателями по скайпу. Есть куда более современное, эффективное и доступное решение – использование комплексной системы удаленного образования. Это дистанционные школы, занятия в которых построены с учетом государственных стандартов, а также с необходимым контролем знаний. Такое решение удобно тем, что ученик может получать все знания в домашних условиях, а родителям не придется искать учителей по нескольким дисциплинам сразу и платить большие суммы денег за каждый урок.

Законодательные основы вопроса

Поправки в законодательство, касающиеся учебы ребят с ограничениями по здоровью, внесены в 2012 году. Так, теперь ст. 79 ФЗ  № 273 обязывает общеобразовательные учреждения организовывать процесс с учетом индивидуальной программы реабилитации молодого гражданина с инвалидностью. Учеба должна проходить на принципах инклюзивности и адаптивности.

Права инвалидов на обучение и иные преференции гарантированы в следующих законах:

  • № 181-ФЗ от 24.11.1995;
  • № 273-ФЗ от 29.12.12.

Подсказка: инклюзивное обучение — это организация учебного процесса с учетом потребностей каждого ребенка в общеобразовательных организаиях.

Кроме того, Российская Федерации присоединилась к Конвенции о правах инвалидов. Данный международный документ требует от участников договора:

  • включения всех детей с инвалидностью в полный общеобразовательный процесс в пределах их возможностей;
  • организации для них доступного обучения по месту проживания;
  • обеспечения разумного приспособления, учитывающего индивидуальные потребности;
  • принятия индивидуальных мер поддержки и социализации.

Скачать для просмотра и печати:

Образовательные льготы инвалидам

Существуют следующие льготы при поступлении в любой вуз инвалидам:

  • Компенсация оплаты проживания в общежитии (50% от суммы);
  • Социальная стипендия (не меньше МРОТ);
  • В случае успешной сдачи экзаменов академическая стипендия увеличивается вдвое (положено только инвалидам 1 и 2 групп);
  • Бесплатное лечение в санаторно-курортных организациях;
  • Льготные условия при поступлении инвалидов в вуз;
  • Бесплатная перевозка до места санаторно-курортного лечения.

Как оформить налоговый вычет

Для этого нужно подать заявление в ФНС с требованием предоставить данную выплату. Налоговый вычет можно получить за себя, либо за ребёнка или опекаемого. В таком случае пакет документов, который необходимо подать, будет отличаться.

Чтобы подать заявку на собственный налоговый вычет, нужно собрать следующий пакет документов:

  • Паспорт;
  • Налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ;
  • Договор с образовательным учреждением;
  • Чеки об оплате обучения;
  • Реквизиты для перечисления вычета.

Чтобы подать заявление от лица ребёнка или опекаемого, нужно предоставить дополнительно:

  • Свидетельства о рождении родителя и ребёнка;
  • Иные документы, подтверждающие родство, если необходимо;
  • Документы, подтверждающие опекунство;
  • Справку об обучении инвалида с печатью учреждения.

Максимальные суммы вычета:

  • За себя – 15600 рублей;
  • За ребёнка или опекаемого – 6500 рублей.

Особенности дистанционного обучения инвалидов

В современном мире существует огромное количество вариантов предоставления образовательных услуг с помощью средств связи – это не только электронная почта, но и специальные мессенджеры, которые позволяют общаться в формате реального времени.

Для успешной работы дистанционного обучения необходим центр. Сотрудники этого центра будут выходить с обучаемым на связь, давать задания, проверять их выполнение. Сейчас возможно и групповое обучение онлайн, ведь преподавателей всегда не хватает, а с помощью современных мультимедийных средств учитель может устраивать виртуальный урок сразу для нескольких учащихся. К тому же групповое обучение помогает инвалидам социализироваться и общаться.

Несомненным плюсом является то, что центры дистанционного обучения не нуждаются в материальном переоснащении помещений, ведь все обучение происходит дистанционно.

К тому же такая форма обучения позволяет заниматься людям из самых разных регионов и городов. То есть дистанционное обучение инвалидов стирает границы и барьеры.

Для того чтобы начать обучение, как правило, достаточно иметь компьютер, интернет и веб-камеру (в некоторых регионах это оборудование предоставляется детям-инвалидам безвозмездно).  

В дистанционном обучении инвалидов существуют разные формы занятий:

  • чаты, когда все участники занятия одновременно имеют доступ к информации и общаются в онлайн-чате;
  • веб-занятия, с помощью которых проводятся дистанционные уроки или контрольные работы.

Таким же образом возможно осуществлять консультации с преподавателем, лабораторные работы, развивать навыки речи и аудирования.

Такое смешанное дистанционное обучение максимально приближает его к традиционному образованию, ведь в нем есть элемент интерактивности и групповое обучение. Однако при этом дистанционное обучение более индивидуально, направлено на конкретного учащегося.

Инвалид может отчасти планировать деятельность, ставить цели и задачи в соответствии с собственными возможностями и потребностями. Несмотря на географическую дистанцированность и невозможность посещать образовательные учреждения из-за болезни, инвалид благодаря дистанционному обучению получает качественное образование, сочетающее в себе индивидуальный подход и методы обычного образования.

Дистанционное обучение в России стремительно развивается не только в школах, но и в высших учебных заведениях. В отличие от заочной формы получения высшего образования, дистанционное обучение инвалидов позволяет обучаемому и преподавателю общаться чаще и эффективнее.

Благодаря современным технологиям учащийся может отправлять запрос напрямую преподавателю, а тот, в свою очередь, может оперативно реагировать, контролировать и корректировать обучение.

Темы, методы и количество изучаемого материала подбираются  индивидуально, это позволяет выстраивать эффективную систему обучения. Преподаватель может своевременно заметить успехи и предпочтения обучаемого и помочь реализовать потенциал, развивать способности.

Гарантии инвалидам в сфере образования

В сфере образования инвалидам установлены следующие гарантии.

1.
Необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки:

Общее образование инвалидов осуществляется с освобождением от оплаты как в
общеобразовательных учреждениях, оборудованных при необходимости
специальными техническими средствами, так и в специальных образовательных
учреждениях.

2. Обеспечение получения образования в соответствии с
индивидуальной программой реабилитации инвалида:

  • основного общего;

  • среднего (полного) общего

  • начального
    профессионального;

  • среднего
    профессионального;

  • высшего
    профессионального.

3. Для инвалидов, нуждающихся в специальных условиях для получения
профессионального образования:

Создание специальных
профессиональных образовательных учреждений различных типов и видов или
соответствующих условий в профессиональных образовательных учреждениях
общего типа.

Специальные условия указанных образовательных учреждений
должны обеспечивать выполнение индивидуальных программ реабилитации на
период обучения инвалидов и состоять в следующем:

  • приспособление помещений,
    мебели, оборудования к возможностям инвалидов и в соответствии с
    требованиями безбарьерной архитектуры;

  • адаптация программ
    обучения к психофизиологическим особенностям инвалидов, педагогической
    коррекции учебного процесса.

4. Профессиональная подготовка и профессиональное образование
инвалидов:

В специальных профессиональных образовательных
учреждениях для инвалидов осуществляются в соответствии с федеральными
государственными образовательными стандартами на основе образовательных
программ, адаптированных для обучения инвалидов.

5. Обеспечение:

  • инвалидов с освобождением
    от оплаты или на льготных условиях специальными учебными пособиями и
    литературой;

  • инвалидам возможности
    пользования услугами сурдопереводчиков.

6. Предоставление дополнительных льгот и возможностей при получении
образования:

  • на уровне Российской
    Федерации;

  • в отдельных субъектах РФ.

7. Право на неоднократное бесплатное профессиональное образование,
согласно п. 7 ст. 50 Закона РФ от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об
образовании»:

“Граждане Российской Федерации вправе в установленном порядке
неоднократно получать бесплатное профессиональное образование по направлению
государственной службы занятости, в случае потери возможности работать по
профессии, специальности, в случае профессионального заболевания и (или)
инвалидности, в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской
Федерации”.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий

Adblock
detector