Поиск

Какой прожиточный минимум на сегодняшний день в России

Законодательное регламентирование прожиточного минимума

Величину прожиточного минимума устанавливает Правительство Российской Федерации соответствующим постановлением.

Этот показатель высчитывается на душу населения, при этом отдельно учитываются три категории:

  • дети;
  • трудоспособные взрослые;
  • пенсионеры.

Цифра, характеризующая прожиточный минимум, выводится, исходя из уровня цен на товары и услуги из «потребительской корзины», определяемых раз в квартал. Поэтому данный показатель фиксируется ежеквартально «задним числом», то есть по итогам прошедшего периода.

Впервые Федеральный закон № 134 «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» был принят 10 октября 1997 года, в него несколько раз вносились поправки:

  • ФЗ № 75 от 27 мая 2000 года;
  • ФЗ № 122 от 22 августа 2004 года;
  • ФЗ № 213 от 24 июля 2009 года;
  • ФЗ № 415 от 19 декабря 2016 года.

Данные по ПМ в России

Показатели потреб. корзины на январь 2018 г. составляли 10 326 руб. Это усредненный полученные итог на душу гражданского населения РФ. Принципы, используемые для определения этого идентификатора, были регламентированы Постановлением Правительства за №1490 от 2017 г. Но начиная с мая 2018 регламент расчета уровня потреб. корзины изменился. Стал учитываться и размер-минимум по зарплате, что привело к корректировке основных данных по ПМ. Оценивая идентификатор уже определенных данных за 2018 и 2019 гг., можно увидеть, насколько изменилась разница, определяющая прожиточный минимум на человека.

Первый квартал 2018 (в руб.):

  • граждане-пенсионеры: 8 5834
  • трудоспособные граждане: 11 160;
  • дети: 10 181.

Первый квартал 2019 (в руб.):

  • лица пенсионного возраста: 8 726;
  • трудящиеся: 11 281;
  • несовершеннолетние: 10 390.

Но, уточняя точные идентификаторы, показывающие региональный прожиточный минимум, что входит в эту сумму, необходимо понимать, что на формирование итоговых чисел непосредственное влияние оказывают принятые постановления местного административного руководства

Огромную важность имеет и финансово-экономическая региональная ситуация

Из чего складывается прожиточный минимум

Как определяется показатель для субъектов РФ

Идентификаторы уровня потребительской корзины по российским регионам рассчитываются исходя из потребности каждого человека. Чтобы выяснить, как рассчитать прожиточный минимум на человека, следует учитывать количество и ценовую политику питания/товаров, необходимых для поддерживания здорового функционирования организма. Сюда входит:

  • основные продукты (хлеб, молочная продукция, мясные изделия, фрукты/овощи, яйца и картофель);
  • требуемые услуги для естественного существования личности;
  • вещи/товары для первой необходимости.

Все это в объединении и становится базой, используемой при определении ПМ. Все составляющие прожиточного минимума корректируются каждые 5–6 лет либо чаще, при наличии инфляционных процессов. Поэтому размеры определяемой величины могут колебаться и меняться до 3–4 раз ежегодно.

На что оказывает влияние показатели ПМ

Можно с уверенностью заявить, что определяемый идентификатор оказывает огромное воздействие на жизнь наших граждан. В частности, влияние оказывается на такие показатели, как:

  • минимальный уровень зарплаты;
  • выдача студенческих стипендий;
  • дотации малоимущим, многодетным и иным категориям населения;
  • дотационные показатели.

Все данные подкатегории также обладают тенденцией возрастать вместе с повышением уровня официального прожиточного минимума. Что, в свою очередь, приводит к увеличению запросов региональных бюджетов и, соответственно федеральных. И именно благодаря полученному показателю, можно оценить условия проживания людей в отдельно рассматриваемом регионе.

Как изменялся уровень прожиточного минимума

Если оказывается, что некий из показателей, включенных в определение ПМ, не дотягивает до идентификатора, то государство проводит дополнительные выплаты. И именно за счет уровня прожиточного минимума и происходит полное и окончательное формирование федерального/регионального бюджетного уровня.

Таблица величин прожиточного минимума по регионам России

Обратите внимание: В таблице ниже приведены значения величин прожиточного минимума в РФ за II квартал 2016 года, актуальность информации – сентябрь 2016. Вы также можете скачать XLS-файл с данными за предыдущие периоды

Скачать данные величин прожиточного минимума за II квартал 2016, I квартал 2016, IV квартал 2015, III квартал 2015 в едином файле xlsТаблица величин за II квартал 2016 года

Все суммы в рублях.

Субъект федерацииНа душу населенияТрудоспособные гражданеПенсионерыДети
Города федерального значения
1Москва15382175611088313259
2Санкт-Петербург10356,511375,78294,29986,2
3Севастополь980910503805610375
Республики
4Адыгея8722930271428866
5Алтай96341001980339832
6Башкортостан 8839936371679018
7Бурятия9628 (I кв.)10005 (I кв.)7607 (I кв.)10074 (I кв.)
8Дагестан9145942572209250
9Ингушетия9041930971239145
10Кабардино-Балкария1126611596865012560
11Калмыкия 8522890768358651
12Карачаево-Черкесия8823930570729030
13Карелия12985140641095812334
14Коми1212812914982712336
15Крым979410456803310405
16Марий Эл8996957673429266
17Мордовия7985855565578218
18Саха (Якутия)16095169741288016704
19Северная Осетия — Алания 8942950171619115
20Татарстан8141868666568097
21Тыва (Тува)1019310510803610656
22Удмуртия8510901769268560
23Хакасия9233972773989776
24Чечня8926 (I кв.)9700 (I кв.)8701 (I кв.)7717 (I кв.)
25Чувашия8434892268738596
Края
26Алтайский край8956957272759011
27Забайкальский край10775,98112598572,8811140,87
28Камчатский край19192199651523920641
29Краснодарский край99581076482199603
30Красноярский край1111111746864111708
31Пермский край95941025178579754
32Приморский край12767134591022613860
33Ставропольский край 8407891668108742
34Хабаровский край13174140101066413674
Области
35Амурская область11852 (I кв.)12487 (I кв.)9471 (I кв.)12505 (I кв.)
36Архангельская область13346143191111812877
37Астраханская область8987941472209783
38Белгородская область8221882668228150
39Брянская область9223988976599068
40Владимирская область 93981018378569495
41Волгоградская область 9216 (I кв.)9898 (I кв.)7477 (I кв.)9331 (I кв.)
42Вологодская область1050611337864210382
43Воронежская область 8317899069388277
44Ивановская область96501042980269697
45Иркутская область1014610753817110370
46Калининградская область102231096583829914
47Калужская область 94291012478429345
48Кемеровская область9032954572679516
49Кировская область9276994375989318
50Костромская область93451011277809262
51Курганская область9333996277079841
52Курская область8456906070158562
53Ленинградская область9068962479018877
54Липецкая область8523914470928721
55Магаданская область18575194551457619716
56Московская область10916 (I кв.)12082 (I кв.)8178 (I кв.)10697 (I кв.)
57Мурманская область13731142811143914223
58Нижегородская область8891953173299204
59Новгородская область99361077882239909
60Новосибирская область1061411281851610995
61Омская область8787929470719065
62Оренбургская область 8467894269208750
63Орловская область8967960474359035
64Пензенская область8522915170038960
65Псковская область1064811550878610481
66Ростовская область 973410337786910281
67Рязанская область8930964774248905
68Самарская область98101075577519785
69Саратовская область8384898368868672
70Сахалинская область13938146501103714773
71Свердловская область96751030979769964
72Смоленская область1059911392869610541
73Тамбовская область8403909670318385
74Тверская область9747,25 (I кв.)10468,37 (I кв.)8052,75 (I кв.)10215,7 (I кв.)
75Томская область10753 (I кв.)11303 (I кв.)8588 (I кв.)11203 (I кв.)
76Тульская область9212985479269113
77Тюменская область 1028510803822910630
78Ульяновская область9029967874039285
79Челябинская область95381018478579881
80Ярославская область 90951007874549354
Автономная область
81Еврейская АО12794,5013509,1910224,5313482,66
Автономные округа
82Ненецкий АО19493202701582121076
83Ханты-Мансийский АО — Югра 15072156521185514514
84Чукотский АО 18576190321432519387
85Ямало-Ненецкий АО15993165671251915763

Задачи по урегулированию показателя на федеральном/региональном уровне

Государство строго отслеживает все изменения, касающиеся изменений прожиточного минимума. И немедленно реагирует на изменения. Шаги, предпринимаемые правительством, непосредственно затрагивают интересы малоимущих россиян, доходность которых не добирается до порога минимум. Таким семья оказывается всесторонняя поддержка.

С 2018 года при расчете прожиточного минимума будет учитываться и средняя зарплата

Помощь можно получить в виде уменьшения на 50,00% размера оплаты по коммунальным и иным видам обязательных платежей. Также есть возможность оформить госпомощь и в ином направлении. Например:

  • бесплатный проезд на городском транспорте;
  • неоплачиваемое питание в школьных столовых;
  • дополнительные денежные пособия;
  • бесплатные путевки в санатории, детские лагеря.

Но обязательно стоит учитывать и некоторые имеющиеся факторы. В частности, для получения госпомощи все члены семьи, претендующей на дотации, обязаны быть официально трудоустроенными. Для определения общего семейного дохода в органы соцслужбы требуется принести справки формы 2НДФЛ. Если взрослый член семьи не работает, он обязан встать на учет в местную Службу Занятости, откуда также дополнительно принести справку.

Если граждане, претендующие на получение соцпомощи, не могут официально подтвердить уровень своих доходов, то, к сожалению, их заявление рассматриваться не будет. Так как у сотрудников, действующих строго в рамках закона, не будет возможности точно определить совокупный доход данной семьи.

История изменений прожиточного минимума по Российской федерации

ПериодНа душу населенияДля труд. населенияДля пенсионеровДля детейПостановление Правительства РФ
4 квартал 201910 60911 5108 78810 38320.02.2020 №72н
3 квартал 201911 01211 9429 09010 83825.11.2019 №738н
2 квартал 201911 18512 1309 23611 00409.08.2019 №561н
1 квартал 201910 75311 6538 89410 58502.07.2019 №461н
4 квартал 201810 21311 0698 4649 95020.02.2019 №102н
3 квартал 201810 45111 3108 61510 30212.11.2018 №695н
2 квартал 201810 44411 2808 58310 39024.08.2018 №550н
1 квартал 201810 03810 8428 2699 95925.06.2018 №410н
4 квартал 20179 78610 5738 0789 60313.04.2018 №232н
3 квартал 201710 32811 1608 49610 1818.12.2017 № 1490
2 квартал 201710 32911 1638 50610 16019.09.2017 №1119
1 квартал 20179 90910 7018 1789 75620.06.2017 №730
4 квартал 20169 69110 4668 0009 43430.03.2017 № 352
3 квартал 20169 88910 6788 1369 66801.12.2016 № 1275
2 квартал 20169 95610 7228 1639 86106.08.2016 № 882
1 квартал 20169 77610 5248 0259 67709.06.2016 № 511
4 квартал 20159 45210 1877 7819 19710.03.2016 № 178
3 квартал 20159 67310 4367 9519 39630.11.2015 № 1291
2 квартал 201510 01710 7928 2109 80628.08.2015 № 902
1 квартал 20159 66210 4047 9169 48904.06.2015 № 545

Как считается прожиточный минимум на душу населения, формула расчета

Правила исчисления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по РФ утверждены постановлением Правительства РФ от 29 января 2013 г. № 56

1. Настоящие Правила предназначены для исчисления величины прожиточного минимума на душу населения. И по основным социально-демографическим группам населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети) в целом по РФ.

2. Настоящие Правила устанавливают порядок исчисления:а) стоимости потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения;б) расходов по обязательным платежам и сборам;в) величины прожиточного минимума для основных социально-демографических групп населения и на душу населения.

Как рассчитывается прожиточный минимум?

3. Стоимость потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения исчисляется как сумма стоимости продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг.

4. Стоимость продуктов питания потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения рассчитывается на основании:а) минимального набора продуктов питания для основных социально-демографических групп населения в целом по РФ. Предусмотренного приложением № 1;б) данных Федеральной службы государственной статистики об уровне потребительских цен на продукты питания. Используемых при исчислении величины прожиточного минимума. Согласно перечню продуктов питания – представителей для определения уровня потребительских цен на продукты питания при исчислении величины прожиточного минимума. Утверждаемому Министерством труда и социальной защиты РФ совместно с Федеральной службой государственной статистики.

5. Стоимость минимального набора продуктов питания в расчете на 1 месяц исчисляется следующим образом:а) годовые объемы потребления продуктов питания для основных социально-демографических групп населения делятся на 12;б) полученные данные умножаются на соответствующие средние цены на продукты питания, указанные в подпункте “б” пункта 4 настоящих Правил;в) рассчитанные величины суммируются.

6. Объемы потребления хлебных продуктов, сахара и кондитерских изделий, молока. И молокопродуктов для основных социально-демографических групп населения определяются с учетом коэффициентов пересчета объемов потребления продуктов питания. Включенных в минимальный набор, в сырье. Коэффициенты пересчета хлебных продуктов, сахара и кондитерских изделий. Молока и молокопродуктов в сырье (на муку, сахар и молоко соответственно) предусмотрены приложением № 2.

7. Стоимость непродовольственных товаров и стоимость услуг определяются на основании стоимости продуктов питания. И размеров соотношений непродовольственных товаров и услуг со стоимостью продуктов питания (в процентах). Установленных Федеральным законом “О потребительской корзине в целом по РФ”. Непродовольственные товары определены в размере 50 процентов стоимости продуктов питания. Услуги – также в размере 50 процентов стоимости продуктов питания. Соотношение непродовольственных товаров и услуг со стоимостью продуктов питания предусмотрены в соотношении 1 к 2.

Стоимость непродовольственных товаров и стоимость услуг корректируются с учетом поправочных коэффициентов. Отражающих соотношения индексов потребительских цен на непродовольственные товары. И услуги с индексом потребительских цен на продукты питания, указанные в подпункте “б” пункта 4 настоящих Правил. За соответствующий месяц по отношению к предыдущему месяцу.

Изменения в будущем

Граждане заинтересованы в том, чтобы прожиточный минимум, МРОТ, и другие связанные с этим выплаты росли в своих размерах. Потому что это происходит значительно медленнее, чем рост цен на товары и услуги, и по этой причине даже нынешние уровни минимальной оплаты труда и среднепрожиточного минимума признаются недостаточными. Суммы, представленные в Москве, могли бы подойти как прожиточный минимум по России на 2019 год, но не для столицы.

Однако, несмотря на непростое положение Российской экономики в последние несколько лет, президент нередко отмечает, что она уже вышла из кризиса и имеет положительную динамику, и это вскоре почувствует как население страны, так и бизнес. Глава Министерства экономического развития, выступая с докладом о прогнозах на 2020 год, отметил, что экономика начала улучшаться, а значит можно надеяться на хорошее развитие событий в будущем. И пусть не всех граждан интересует состояние прожиточного минимума и МРОТ в России, 36 миллионов, находящихся за чертой бедности и получающих пособия, очень заинтересованы в росте экономического развития.

Уже сейчас, в начале 2019 года, вопрос о дальнейшем увеличении поднимается вновь. Этот процесс должен коснуться всех – и трудоспособного населения, и пенсионеров, и детей, так как все эти группы нуждаются в большей помощи, чем есть сейчас. Такой подход, по мнению государства, должен не только помочь людям, но и снизить напряженность насчет другой серьёзной и болезненной темы – низкой оплаты труда, которую также планируется решить.

Динамика прожиточного минимума, МРОТ и заработных плат в России – это один из наилучших индикаторов благосостояния граждан, поэтому к ним как в Москве, так и во всей России, стоит относиться с особым вниманием

Минимум на ребенка в 2020 году

Прожиточный минимум на ребёнка должен соответствовать той сумме, которая может удовлетворить нужды данной категории населения в соответствии со списком товаров и услуг в продовольственный корзине. Если говорить проще, то эта величина должна покрывать потребности ребенка в питании и услугах, которые можно приобрести за минимально возможную сумму, рассчитываемую в среднем значении (но для каждого региона она индивидуальна).

В России сегодня сложилась такая тенденция, в соответствии с которой, людям на прожиточный минимум приходится не жить, а выживать. И пусть власти делают все, чтобы изменить сложившуюся ситуацию, свежие новости о том, какой прожиточный минимум на ребенка в России на сегодняшний день, нельзя назвать слишком оптимистичными.

Относительно 2020 года можно сказать, что размер прожиточного минимума особенно сильно меняться не будет. Есть информация о том, что его проиндексируют на уровень инфляции, но она пока не подтверждена властями. Если говорить о том, какой процент индексации на прожиточный минимум на ребенка в 2020 году, то планируется индекс в пределах 4%. Однако пока точных данных нет, потому что власти прорабатывают этот вопрос, и только к концу года, станет понятно, будет ли повышение.

О чем стоит знать?

Как уже было сказано выше суммы прожиточного минимума в разных регионах неодинаковы. Специалист определяет усредненное значение, но точно цифра зависит от того, какая ситуация в том или ином регионе, какой уровень жизни, зарплаты, стоимость продуктов и так далее.

И если детский прожиточный минимум в Москве и Подмосковье составляет 13 938 рублей, то это не значит, что в других регионах ситуация будет такой же. В основном цифры оказываются ниже, чем в столице и её окрестностях. Однако есть небольшие исключения, потому что, например, прожиточный минимум будет таким же высоким, как и в столице, на территории Крайнего севера, в Санкт-Петербурге и в Сибирском округе.

Дети помогают экономить…?

Обсуждая минимальный прожиточный минимум на ребенка 2020 в России, стоит уделить внимание смежным новостям по данному вопросу. Дело в том, что в Государственную Думу внесён новый законопроект, который предлагает повысить налоговые вычеты за несовершеннолетних детей. Помимо этого авторы данного законопроекта также предлагают увеличить пороговый уровень доходов для родителей, у которых есть дети, с которого вычет не используется – с 350 000 до 400 000 рублей

Помимо этого авторы данного законопроекта также предлагают увеличить пороговый уровень доходов для родителей, у которых есть дети, с которого вычет не используется – с 350 000 до 400 000 рублей.

Объем поддержки семьям с детьми растет!

О том, что объем финансовой поддержки для семей с детьми, растёт, в прессе упоминается практически постоянно. Однако в последнее время новости действительно правдивы, потому что государство озабочено демографической проблемой.

В будущем году власти хотят ввести для семей с детьми ещё одну государственную выплату, которую смогут получать родители, чьи дети не достигли полуторагодовалого возраста. Пособие вводится по инициативе президента Российской Федерации, но оно будет адресным.

Для получения финансовой помощи подобного рода суммарный доход на одного члена семьи не должен превышать уровень полутора прожиточных минимумов в регионе.

Министерство труда РФ обновило методику вычисления ПМ для пожилых граждан. Целью подобного мероприятия является исключение возможности отступления от буквы закона при выплате пособий.

Посмотрим, какой будет минимальный прожиточный минимум в России в 2020 году.

Подобные действия привели к занижению ПМ в целых 14 административно-территориальных единицах Необъятной. Поэтому старики лишились таких нужных для них денежных средств.

Чтобы исправить ситуацию, в законодательную базу внесли новую формулу расчёта:

  • сначала региональный ПМ за первые 6 месяцев 2019 года делят на общий ПМ по стране за первое полугодие;
  • затем полученное число умножают на общий ПМ, утверждённый властями на 2020 год.

Вот что входит в минимальный прожиточный минимум в 2020 году. В России практическое воплощение описанного способа расчёта означает проведение индексации раз в год. Но темпы индексации определяются повышением ПМ на уровне региона.

Прожиточный минимум в России и размер минимальной заработной платы

Согласно данным Трудового кодекса с 2002 года наинизший порог заработных выплат не должен быть ниже, чем порог минимум на проживание. Впрочем, на деле это правило выполняется только на бумаге и на сегодняшний день (как и в последние несколько лет) минимальная заработная плата составляет лишь 80-90% от «минимума на жизнь».

С марта 2018 года начал исполняться закон No41-ФЗ, который утверждает, что размер заработной платы должен быть одинаковым с прожиточным минимумом. По России этот показатель приравнивается к 11150 рублям.

В текущем году, согласно официальным заявлениям, прогнозируется возрастание минимума на проживание, и он составит 8583 рублей для жителей на пенсии, 10390 рублей для несовершеннолетних жителей, 11280 рублей для работоспособного населения, 10444 рублей остальных жителей.

Таким образом, должен возрасти и минимальный порог заработной платы, до 11280 рублей.

Стоит также упомянуть, что органы, занимающиеся региональным управлением, способны устанавливать минимальную зарплату, основываясь на данных по своей территории. Однако в этом случае размер «минималки» должен либо равняться федеральному, либо превышать его.

Стоимость жизни в Москве и Санкт-Петербурге

Естественно, в наиболее крупных городах страны порог минимума будет наибольшим. Эту величину также будут применять для начислений:

  • молодым семьям при рождении первенца;
  • дополнительных выплатах при взятии опеки над ребенком из детского дома;
  • ежемесячных пособий;
  • помощи малоимущим и нетрудоспособным жителям;
  • субсидий, пенсионных и стипендиальных выплат.

Расчетом минимальной цены на проживание занимаются работники Территориального органа Росстата. При этом учитываются данные относительно местных ценах на потребительские товары. Вся информация передается в местный орган управления, который и рассчитывает сам прожит прожиточный минимум после анализа всех полученных данных.

Прожиточный минимум Москвы также рассчитывается по итогам 2 квартала 2018 года и он составляет 11600 рублей для пенсионеров, 14300 рублей для детей, 18700 рублей для работающих жителей; 16400 рублей на душу населения.

Показатели для Санкт-Петербурга несколько ниже: 8950 рублей для жителей на пенсии, 10750 рублей для детей, 12060 рублей для работающих граждан, 11000 рублей на душу населения.

Стоит также упомянуть, что в текущем году планируется пересмотр всех показателей. За основу будут взяты данные из отчета за период IV квартала прошедшего года.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий

Adblock
detector