Поиск

Особенности реабилитации детей-инвалидов

Введение

Известно, что одним из рациональных и действенных средств формирования здоровья и здорового образа жизни является физическая культура. Она важна и для людей с ограниченными функциональными возможностями. Серьезный физический недуг привод к нарушению функций организма в целом, значительно ухудшат координацию движений и ориентацию. Это сопровождается психическим напряжением, которое затрудняет или даже исключает возможность социального контакта с окружающим миром. В этих условиях развивается комплекс неполноценности, характеризующийся тревогой, потерей личного достоинства и уверенности в себе. Активные физкультурно-оздоровительные занятия, участие в массовых физкультурных мероприятиях восстанавливают психическое равновесие, возвращают чувство уверенности и уважения к себе, дают возможность вернутся к активной жизни, следовательно, являются эффективным средством восстановления физического и психического здоровья лиц с ограниченными физическими возможностями. По сложившейся в нашем обществе системе мировоззренческих взглядов, инвалидами и лицами с устойчивыми отклонениями в состоянии здоровья должны заниматься, в первую очередь, органы здравоохранения, социальной защиты, образования.

Следует также отметить, что долгое время в обществе понятие “здоровье человека” и “инвалидность человека” рассматривались как взаимоисключающие. Тем самым, огромной группе представителей общества, имеющим ограниченные физические возможности, по существу, было отказано в занятиях физической культурой, которые они не посещали, но получали зачет по написанному реферату. Коренной перелом взглядов на данную проблему наметился только в последнее десятилетие. Возникло новое направление научной и практической деятельности, получившая название “адаптивная физическая культура». Ее объектом являются люди, утратившие какие-либо функции, то есть инвалиды. Методологической основой этой деятельности стало понятие жизнеспособности, то есть способность любого человека (здорового, больного, инвалида) в разной степени осуществлять свои биологические и социальные функции. По этому, цель адаптивной физической культуры является максимально возможное развитие жизнеспособности человека с ограниченными возможностями за счет обеспечения оптимального функционирования имеющихся в наличии двигательных и духовных возможностей. Адаптивная физическая культура (АФК) в силу своей огромной роли в развитии, сохранении и поддержании физического, психического и нравственного здоровья становится важнейшим фактором, способным помочь инвалидам выстоять в современных условиях, сложившихся в социальной сфере. АФК позволяет удовлетворять потребности студентов с ограниченными физическими возможностями, в данном случае с поражением опорно-двигательного аппарата (ПОДА), в двигательной активности, оптимизировать на этой основе психофизическое состояние и обеспечивать умственную, сенсорную и моторную “дееспособность», необходимую в жизни. Двигательная активность была и остается необходимым условие нормального функционирования и развития человеческого организма.

Средства реабилитации

Необходимо серьезно подойти к организации, выбору методики по реабилитации ребенка, имеющего некоторые отклонения. Ведь правильно подобранная схема лечения дает больше шансов на выздоровление. Необходимо четко придерживаться медицинской реабилитации детей по специальной программе.

Существуют признанные у нас и за рубежом основные реабилитационные положения:

  • место, где проводят реабилитацию, должно применять все виды лечения, иметь связь с себе подобными учреждениями;
  • восстановление начинают с ранних этапов заболевания комплексным подходом;
  • лечение совершают без перерывов, до максимально положительного результата;
  • все лечебные этапы проводят комплексно;
  • назначаются индивидуальные программы для каждого пациента (необходимо учитывать все особенности каждого организма);
  • цель – по возможности, вернуть здоровье, сформировать положительный настрой на дальнейшую жизнь, научить справляться с элементарными повседневными задачами, привить стремление к борьбе за свое здоровье, раскрыть желание к учебе.

Не всегда после посещения лечебных центров дети быстро возвращаются к былым условиям. Им необходимо время. Чтобы не возникло рецидива либо другой болезни нужно внимательно отнестись к адаптации малыша.

Следует заново организовать распорядок дня с назначенными врачом занятиями. Используйте массаж, ЛФК, придерживайтесь предписанной диеты, физиотерапии, работайте над психикой ребенка (главное – не травмировать ее).

Глава 1. Некоторые аспекты реабилитации инвалидов

По данным ООН, в мире каждый десятый житель планеты — инвалид.

В энциклопедическом словаре реабилитация инвалидов рассматривается как «комплекс медицинских, педагогических и социальных мероприятий, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций организма, а также социальных функций и трудоспособности больных и инвалидов». Как видно из этого определения, в понятие «реабилитации» входят: функциональное восстановление или компенсация того, что нельзя восстановить, приспособление к повседневной жизни и приобщение к трудовому процессу больного или инвалида.

Патологические процессы, развивающиеся в результате болезни, с одной стороны, нарушают целостность и естественность функционирования организма, а с другой — вызывают у инвалида комплексы психологической неполноценности, характеризующиеся тревогой, потерей уверенности в себе, пассивностью, изолированностью или,

наоборот, эгоцентризмом, агрессивностью, а подчас и антисоциальными установками.

Создание оптимальных условий для жизнедеятельности, восстановления утраченного контакта с окружающим миром, успешного лечения и последующих коррекций, психолого-педагогической реабилитации, социально-трудовой адаптации и интеграции этих людей в общество — первостепенная государственная задача.

В декларации ООН о правах инвалидов (1975 г) говорится: «Инвалиды имеют все права на уважение их человеческого достоинства, на образование, профессиональную подготовку, восстановление трудоспособности, на максимальное проявление своих возможностей и способностей, на ускорение процесса их социальной интеграции».

Любая патология, которая привела человека к инвалидности, независимо от вызвавшей ее причины и нозологической формы непременно отражается на двигательной функции. Малоподвижность инвалида приводит к гипокинезии и гиподинамии, проявляющиеся целым рядом негативных последствий: снижение функциональных возможностей и работоспособности, нарушение социальных связей и условий самореализации, потеря бытовой и экономической независимости, что, в свою очередь, вызывает стойкий эмоциональный стресс. Поэтому борьба с гипокинезией — это избавление от ряда негативных изменений всех органов, это профилактика ряда заболеваний, это также становление адаптации инвалидов к жизни и профессиональной деятельности.

Привлечение инвалидов к занятиям физкультурой и спортом — наиболее целесообразное реабилитационное мероприятие. Активная физическая культура — это средства, приемы и методы физического воспитания для формирования у инвалидов и лиц с ограниченными функциональными возможностями жизненно и профессионально необходимых двигательных умений и навыков, развития и совершенствования физических, психических, функциональных и волевых качеств и способностей, позволяющих им обрести самостоятельность, бытовую и психологическую независимость, совершенствоваться в профессиональной деятельности, уметь отдыхать.

Помимо основных принципов реабилитации при проведении реабилитационных мероприятий у инвалидов необходимо соблюдать принцип партнерства — включение самого инвалида и членов его семьи в лечебно-восстановительный процесс, привлечение их к участию в восстановлении тех или иных функций и социальных связей.

К числу наиболее распространенных врожденных пороков развития относятся: умственная отсталость, дефекты зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата, причем эти пороки развития нередко сочетаются.

Виды

Классификация мер по поддержке детей достаточно обширна. В зависимости от направления выделяют реабилитации:

  • Медицинскую — уменьшение патологического действия болезни;
  • Физическую — реабилитация утраченных способностей тела;
  • Психологическую — стабилизация душевного состояния;
  • Социальную — адаптация в обществе;
  • Профессиональную — получение навыков для трудоустройства.

Комплексная программа содержит все направления.

Медицинская

Цель медицинской реабилитации — улучшить состояние здоровья ребенка, сократить негативное влияние болезни. Такой вид восстановительных мер — основной в адаптационной политике.

Материалы по теме

Пред. След. 1 из 3

Медицинская помощь бесплатна и направлена на полную или частичную реабилитацию, предотвращение распространения патологии.
В ИПРА делается отметка о методе лечения:

  • Хирургическом;
  • Общей восстановительной терапии (лекарствах, консультациях врачей, наблюдении за пациентом, ЛФК, физиопроцедурах и так далее);
  • Протезировании;
  • Терапии в спецучреждениях, санаторно-курортном лечении.

К медицинскому и физическому виду также относится предоставление инвалидам колясок, протезов и иных технических средств.

Социальная

Ее цель — устранение барьера между больным ребенком и обществом, его безболезненная адаптация.

Мероприятия, проводимые социальными службами, включают:

  • Образование по специальной программе;
  • Обучение в учреждениях с приемлемыми условиями;
  • Создание оптимальных условий проживания, быта;
  • Духовное и физическое развитие, обучение самовыражению, проявлению творческих способностей;
  • Организация досуга, развлечений;
  • Помощь в формировании навыков контакта с внешним миром;
  • Устранение изолированности от общества;
  • Обучение бытовой ориентации, самообслуживанию.

В социальную реабилитацию вовлекается малыш и другие члены его семьи.

Психологическая

Направлена на стабилизацию мироощущения ребенка и его окружения. Отторжение ребенком общества часто обусловлено изоляцией семьи.

Психологическая коррекционная работа с родителями и детьми включает:

  • Консультации;
  • Тренинги;
  • Ролевые игры;
  • Беседы;
  • Творческие занятия;
  • Точечную психологическую помощь.

Работа психолога заключается в формировании в семье правильного восприятия ситуации, доверительных отношений.

Социокультурная

Учреждения культуры, реализующие программу, ответственны за:

  • Свободный доступ инвалидов к объектам и услугам;
  • Создание оптимальных условий для посещения;
  • Информирование ребенка и его близких о программе.

Материалы по теме

Пред. След. 1 из 3

Такие меры позволяют демонстрировать инвалидам экспозиции на выставках, в музеях, проводить специализированные экскурсии по культурным объектам, организовывать секции и кружки.

Комплексная

Комплексный подход сочетает все варианты реабилитации. Совместная работа ребенка, родителей, докторов, педагогов, психологов и других специалистов обеспечивает многофакторное восстановление детей-инвалидов. Это позволяет достичь максимально эффективных результатов.

При общей семейной реабилитации применяется метод визитирования. Выездные специалисты проводят коррекционную работу с ребенком и его близкими на дому.

Проводимое адаптационное обучение направлено на социально-бытовое приспособление людей. Регулярные занятия продолжаются 1-2 недели. Помимо социального работника, в процессе обучения участвуют психолог, врач по реабилитации.

Комплексные меры включают лекции об особенностях заболевания и методах ухода. Формирование реабилитационных групп обычно проводится с упором на конкретную патологию.

Преимущество комплексного подхода — в предотвращении развития болезни. Предупреждается формирование вторичных дефектов из-за применения неудачных методик.

В домашних условиях

Многие родители предпочитают проводить реабилитационные мероприятия дома. Для этого необходимо проконсультироваться с лечащим врачом, а также психоневрологом и педагогом.

Врачи и педагоги внимательно исследуют состояние здоровья ребенка, оценят его интеллектуальные и физические способности и ограничения, степень развития моторики. После этого будет создана индивидуальная программа занятий.

Большая часть заданий на первом этапе выполняется во время обычных мероприятий по уходу за ребенком. Это касается формирования бытовых навыков самообслуживания, физического развития, ухода за собой, развития самостоятельности.

Для того чтобы занятия проводились успешно и доставляли ребенку радость, стоит придерживаться таких принципов:

  • Давать ребенку небольшие задания.
  • Избегать монотонности и однообразия в занятиях, чередовать разные виды деятельности.
  • Новые виды деятельности, требующие от малыша усилий для освоения, перемежать уже освоенными и более простыми заданиями.
  • Обязательно использовать такие виды упражнений, которые способствуют развитию сохранных функций.
  • Положительно оценивать достигнутые навыки, привлекать для этого других членов семьи, поощрять ребенка за выполненные правильно задания.
  • Иметь под рукой план на несколько недель вперед, скорректированный педагогом.

В процессе занятий родители должны понимать, что им придется столкнуться с различными трудностями, связанными с нежеланием ребенка выполнять определенные задания по разным причинам. В случае если обучаемому трудно справиться с чем-либо, родители обязательно должны оказать ему помощь и похвалить после завершения урока.

Список КОПИЙ документов для получения курса реабилитации, предоставляемых в «Центр социального туризма»ОТСУТСТВИЕ ХОТЯ БЫ ОДНОГО ДОКУМЕНТА ИЗ СПИСКА — РЕАБИЛИТАЦИЯ НЕ ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ!

  • Для детей инвалидов и молодых инвалидов:
  • Для ребенка инвалида возрастом до 14 лет — КОПИЯ Свидетельство о рождении
  • Для ребенка инвалида возрастом до 14 лет — выписки из домовой книги или Единый жилищный документ срок действия документа 30 дней — ОРИГИНАЛ
  • Для молодых инвалидов в возрасте от 14 лет – КОПИЯ Паспорта РФ с регистрацией в г. Москве ( первая страница и страница с регистрацией)
  • КОПИЯ Справки об инвалидности МСЭ (с двух сторон)
  • КОПИЯ Индивидуальной программы реабилитации (ИПР) — все листы!!!
  • КОПИЯ Выписки из истории болезни ребенка датированная не позднее 1 года, с указанием отсутствия противопоказаний у ребенка для реабилитации на курортах Республики Крым (и содержащая сведения о сопутствующих диагнозах, результатами обследования; сведения об операциях, если таковые проводились, если есть рентгеновские снимки привезти с собой в санаторий) .
  • Для сопровождающего:
  • КОПИЯ Паспорта РФ (первая страница и страница с регистрацией)
  • Доверенность — заверенная нотариально, для сопровождающих не являющихся законными представителями. (В целях соблюдения законодательства Российской Федерации при представлении бабушками, дедушками, иными членами семьи законных интересов детей, внуков (лиц, не достигших 18 летнего возраста),в том числе при совместном прибытии на реабилитацию, необходимо наличие нотариально заверенного согласия родителей, усыновителей, опекунов.)
  • Копии документов, подтверждающих законность нахождение на территории РФ  — Если сопровождающее лицо НЕ ЯВЛЯЕСЯ гражданином РФ (Копия миграционной карты, вида на жительство, разрешения на временное пребывание и тп) 

Виды мед реабилитации детей

По данным ВОЗ, 650 млн. человек, из которых треть дети, имеют тяжелые заболевания, которые требуют реабилитации. С каждым годом их число увеличивается.

Иногда крайне необходима медицинская реабилитация детей с ограниченными возможностями, инвалидам, уже с первых дней жизни. В этом помогают специальные центры и службы.

Реабилитация включает все виды и методы предоставляемых услуг для разных возрастных категорий. Это полный комплекс, который социализирует детей с особенностями.

Помимо здоровья, происходит полное либо частичное восстановление трудоспособности.

Приобретенные отклонения обычно проявляются после перенесенной серьезной болезни, травмы, как физической, так и психологической.

Существуют такие основные виды реабилитации:

  1. Медицинская. По восстановлению утраченных функций. Совершается поэтапное лечение, которое проводят до полного либо частичного выздоровления. Происходит активизация возможностей организма. Проводят психотерапию, чтобы малыш научился спокойно принимать свою болезнь, боролся с ней собственными силами (физические упражнения, позитивный настрой, обучение).
  2. Социальная. Социально-бытовая адаптация. Помогает составить режим дня, учитывая особенности ребенка, его возраст. Рассматривается необходимый уход за детьми с особенностями. Этот вид помогает ребенку в положительном ключе воспринимать себя и свою семью, осознавать окружающее общество. Помощь соц. реабилитации велика: адаптация, получение спец. средств, работа по дому, материальная помощь, воспитание в специальных учреждениях.
  3. Трудовая (профессиональная) деятельность (для деток – обучение). Происходит качественная подготовка к учебе, к восприятию, запоминанию учебных программ. Выделяются средства для учебы, профориентации или переобучения.

Обратите внимание! Социум играет важную роль в здоровом развитии подрастающего поколения.

Реабилитация и социальная интеграция инвалидов

N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», административным регламентом предоставления министерством труда и социальной защиты населения Ставропольского края государственной услуги «Организация приема граждан, обеспечение своевременного и полного рассмотрения обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок» (далее — Административный регламент). По электронному адресу, указанному в обращении направляется уведомление о приеме обращения.

Основаниями для отказа в рассмотрении Интернет-обращения, помимо указанных оснований, в пункте 2.9 Административного регламента, также являются:

  • отсутствие адреса (почтового или электронного) для ответа;
  • поступление дубликата уже принятого электронного сообщения;
  • некорректность содержания электронного сообщения.

Ответ заявителю на Интернет-обращение может направляться как в письменной форме, так и в форме электронного сообщения.

Заявителю гарантируется не разглашение без его согласия сведений, содержащихся в Интернет-обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина. Информация о персональных данных заявителей хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

Интернет-обращения представляются руководству Министерства для рассмотрения. На наиболее часто задаваемые вопросы периодически публикуются ответы руководителей Министерства. Ваш вопрос, заданный в Интернет-обращении может быть опубликован на сайте в обезличенной форме.

Закрыть

Индивидуальные особенности ребенка инвалида

Конечно, способность к развитию бытовых навыков, способности к психо-эмоциональному развитию и обучению очень зависят от диагноза и степени заболевания. При этом, чем в более раннем возрасте начинается комплексное развитие, тем больших успехов удается добиться. Конечно, все мероприятия должны носить системный характер, при этом большая ответственность ложиться и на родителей малыша.

Часто происходит путаница между понятиями ребенок-инвалид и малыш с ослабленными возможностями здоровья (ОВЗ). Следует понимать, что инвалид обязательно попадает под категорию ОВЗ, при этом дитя со статусом ОВЗ может не быть инвалидом.

Пример: чтобы попасть в логопедический детский садик или группу, необходимо решение ПМПК (психо-медико-педагогическая комиссия). Дошкольник, прошедший подобную комиссию и получивший направление в специализированный детский сад, может не иметь инвалидности. В этом случае необходимые рекомендации дают специалисты комиссии. Они же составляют программу индивидуальной реабилитации ребенка с ВОЗ.

Организация работы: современные методы

Для полноценного развития детей-инвалидов необходим не только медицинский уход, но и контакт с обществом, признание ребенка коллективом. Чтобы маленький гражданин нашел свое место в социуме, социальные работники используют эффективные методы реабилитации:

  1. Применение специальных образовательных программ, содействие обучению ребенка-инвалида в спец школах, психолого педагогическая адаптация.
  2. Создание комфорта в жилье ребенка-инвалида согласно его новым потребностям.
  3. Организация культурных и спортивных мероприятий для проведения досуга, поддержка активного участия ребенка в общественной жизни, проведение социально средовой адаптации.
  4. Оказание помощи в получении практических навыков в быту и обучении, как в доу, так и в более старшем возрасте.
  5. Проведение консультационных занятий для родителей, имеющих детей с инвалидностью.
  6. Развитие у ребенка духовных качеств, способствующих комфортному восприятию внешнего мира (социокультурная адаптация).

Совокупность методов социальной адаптации представляет собой технологию реабилитации ребенка с ограниченными возможностями в обществе. Она содержит последовательные действия, разработанные индивидуально для каждого несовершеннолетнего инвалида в зависимости от состояния здоровья, развития больного и обстановки в семье. Технология реабилитации предполагает:

  • индивидуальные и групповые беседы;
  • игровую деятельность;
  • творческие занятия;
  • организацию праздников и экскурсионных туров.

В специализированных центрах

Когда родители решают помочь ребенку с инвалидностью, они обращаются в реабилитационный центр. В учреждении особенным детям разрабатывают индивидуальную программу, направленную на коррекцию развития ребенка-инвалида и обучение родителей. Взрослые получают исчерпывающую информацию о том, как поддержать маленького инвалида и вовремя увидеть отклонения в здоровье.

В зависимости от целей, преследуемых реабилитационным центром, структура специального учреждения может содержать:

  1. Патронаж. Служба включает обученных работников, выезжающих в удаленные районы или выполняющих мероприятия на дому.
  2. Дневной стационар, осуществляющий основную деятельность по реабилитации детей-инвалидов: медицинскую, психологическую, социально педагогическую.
  3. Школу родителей. Необходимые обучающие занятия проводятся профессиональными работниками реабилитационного центра. Методисты проводят практические и теоретические уроки в зависимости от тяжести заболевания ребенка и его возраста.

Кроме основной задачи реабилитационного центра существует другая, не менее важная – предупреждение и раннее выявление инвалидности. С этой целью в стране открывается все больше специализированных отделений и кабинетов.

В домашних условиях

Проведение реабилитационных мероприятий с самого детства возможно и дома, где основную часть нагрузки берут на себя родители ребенка с ограниченными возможностями. Занятия зависят от вида нарушений у инвалида и начинаются только после утверждения индивидуального плана реабилитации. Обучение проводится в перерывах между осуществлением основного ухода за больным и необходимыми медицинскими мероприятиями. В задачи родителей входят:

  • чередование занятий и деятельности;
  • смена тяжести выполняемых заданий;
  • концентрация внимания ребенка-инвалида на обучении;
  • проведение оценки улучшений лично и с помощью близких;
  • акцентирование внимания ребенка на его достижения при выполнении новых или изученных заданий.

Если ребенок-инвалид отказывается от домашнего обучения, родителям следует обратиться за помощью в реабилитационный центр. Опытные специалисты подскажут, как найти подход к особенностям ребенка и заинтересовать его в успехе.

Смысл реабилитационных мероприятий заключается в комплексной медико социальной помощи. Без поддержки родителей адаптация усложняется. Теплое отношение близких людей – то, что на самом деле нужно ребенку, чтобы не чувствовать себя особенным.

Что это такое. Направления ее реализации

Реабилитацией называют систему мер, способных помочь людям, которые из-за болезни или полученных травм ограничены в возможностях вести нормальный образ жизни, учиться, работать, быть полноценным членом общества.

Реабилитация включает в себя очень широкий спектр действий и осуществляется в нескольких направлениях:

  • медицинская – это комплекс мероприятий, способных уменьшить воздействие на организм патологии, из-за которой возникли ограничения;
  • физическая – это восстановление, исправление или замена утраченных физических способностей организма с помощью лечебной или адаптивной физкультуры;
  • психологическая – специальные меры, способствующие созданию наиболее комфортной психологической среды жизни инвалидов, в том числе их жизни в обществе;
  • социальная – одна из составляющих психологической направленности, позволяющая адаптироваться в обществе, вести самостоятельный образ жизни;
  • профессиональная – получение конкурентоспособного образования и навыков профессиональной деятельности с целью дальнейшего трудоустройства.

Для того чтобы в полной мере реализовать все эти действия для каждого ребенка-инвалида составляется индивидуальный план и программа реабилитации, которая включает в себя все направления.

Программа формируется на основе заключения лечебного учреждения и медико-социальной экспертизы.  В нее включаются объемы, виды, сроки и порядок проведения реабилитационных мероприятий. С 2005 года ИПР имеет стандартную форму и содержит сведения о ребенке-инвалиде, заболевании, группе инвалидности, степени ограничений.

В карту ребенка включаются мероприятия медицинской реабилитации, физической, а также обязательно психолого-педагогического направления:

  • психолого-педагогическую работу, направленную на коррекцию нарушений в этой сфере;
  • получение образования – школьного, дошкольного;
  • предоставление материально-ресурсного оснащения для обучения.

Кроме того, в рамках программы обязательно осуществляется патронаж семьи, оказание психологической поддержки родителям и консультирование их по любым вопросам, связанным со здоровьем и социальной адаптацией инвалида.

На юго-западе Москвы

Центр комплексной реабилитации инвалидов «Бутово» откроется после капитального ремонта осенью 2018 года. Здесь будут получать помощь специалистов не только дети — инвалиды с первых дней жизни из Юго-Западного административного округа Москвы, но и жители других округов.

Площадь здания — почти 10 тысяч квадратных метров. Ежедневно центр смогут посещать до 100 человек, а в год помощь здесь окажут 2,5 тысячи москвичей.

В центре откроются отделения ранней помощи, мониторинга, анализа и прогнозирования, адаптивной, социокультурной и профессиональной реабилитации, а также дневной стационар на 30 мест и отделение стационарного обслуживания на 82 места. Появится блок физиотерапии: кабинеты галотерапии, электросна, теплолечения, электролечения, ингаляторий. Заработают кабинеты аппаратного массажа, лечебной физической культуры, лазеротерапии, магнитотерапии.

Кроме того, в центре сделали сенсорно-динамический зал «Дом совы», где будут проводить телесно ориентированную терапию для детей с расстройством аутистического спектра. Запланированы и занятия с животными — иппотерапия и канистерапия.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий